Резкий спрос на «Гражданскую оборону» наводит на такую мысль, что молодежь, в попытках избежать мейнстрима, постоянно ищет и раскапывает новые культурные пласты, периодически доставая что-то оригинальное и никак не вписывающееся в современный контекст и дискурс.
Затем это «что-то» постепенно попсеет. И вот в летнем лагере 200 прогрессивных школьников 8-10 классов хором ломают пополам ключ границы. Параллельно с ними одному дизайнеру приходит идея: «а почему бы не сделать футболки с "моей обороной"?»
Вполне возможно, что это связано с постоянным расширением каналов трансляции культуры. Под гнётом мощнейшего информационного потока «ГРОБ» звучит как нечто новое и оригинальное. Да и текста Летова вполне себе коррелируют с современными трендами. С одной стороны это декаданс смыслов, с другой — попытка из этого декаданса выбраться, создав максимально непонятный (читай глубокий) текст для избранных.
Это какой-то маленький рассвет и падение летовской российской пост-панк-рок империи. Из омского гаража в колонки всей страны, затем на периферию русской рок-эстрады, а после в уста российских школьников 2017 года, которые превратили протестные манифесты Летова в карикатурный поп-арт фолклор.
Этому, безусловно, трудно дать однозначную оценку. Что лучше — быть забытым или звучать после Басты и перед Би-2? Носить посмертно присвоенное пафосное звание «патриарха русского панк-рока» или стать мемом у абсолютно нового поколения?