Реализацию проекта Ford Focus еще в начале двухтысячных называли событием, изменившим мировую автомобильную индустрию – наравне с созданием Mini Алека Иссигониса или VW Golf, к которому приложил руку сам Джорджетто Джуджаро. Правда, в команде, создавшей один из лучших семейных автомобилей в мире, не было кого-то, кто тянул на себя одеяло мировой славы: практически вся она состояла из ярчайших на тот момент представителей автопрома. Управляющие менеджеры, дизайнеры, инженеры-разработчики – каждый из них был талантливейшим специалистом, и многие из них впоследствии добивались высоких постов.
Например, Ульрих Эйхорн, отвечавший за динамику «Фокуса», успел поработать главным инженером Bentley, управляющим директором Немецкой ассоциации производителей, а после нашумевшего «дизельгейта» стал главой департамента исследований VW. Джо Бакай контролировал работу над шумо- и виброзащищенностью новой модели, а ныне – один из руководителей европейского подразделения Ford. И так далее, и так далее.
Глава проекта Ford Focus, знаменитый менеджер и инженер Ричард Пэрри-Джонс (тогдашний вице-президент Ford of Europe), сделал для Ford за время своей работы в концерне, пожалуй, ничуть не меньше, чем Ли Якокка для «Крайслера». Под его чутким руководством у Ford появилась целая плеяда моделей, как ставших поистине культовыми, так и не претендующими на этот статус, но весьма и весьма востребованными на рынке. Впрочем, делом жизни он сам называл в свое время именно запуск «Фокуса» – проект откровенно рискованный, провокационный и уникальный. Уже упомянутый Ульрих Эйхорн говорил, что именно сэр Ричард позволил своей команде, собранной для работы над проектом, сделать невозможное, так как эти люди просто не знали слова «невозможно».
И действительно. Это сейчас словосочетание «глобальная модель» не вызывает удивления ни у кого, а вот Ford Focus стал одним из первых реально сработавших примеров подобного подхода. Нужно было быть чертовски уверенным в себе, чтобы разрабатывать революционную модель, рассчитывая продавать ее в почти неизменном виде на самых разных рынках с самыми разными предпочтениями. Впрочем, в конце 90-х годов прошлого века переход на глобализационные рельсы в рамках новой бизнес-стратегии Ford 2000 стал для Ford способом удержаться на плаву, а Ford Focus выступил одним из спасательных кругов.
Параллельно при помощи Focus разработчики продолжали реализовывать и еще одну концепцию, на этот раз дизайнерскую. Впрочем, про «дизайнерский язык» New Edge, созданный Джеком Телнэком вместе с Клодом Лобо и Джоном Доти, сказано уже немало. К моменту выхода в свет Ford Focus стилисты уже успели вдосталь наиграться и наэкспериментироваться с линейкой и циркулем: сам облик «Фокуса» заставляет подозревать, что при создании его экстерьера других инструментов художникам вовсе не понадобилось.
Идея New Edge уже была оформлена в облике Ford Ka, краешком зацепила обновление Ford Mondeo и заметно повлияла на экстерьер Ford Cougar, но выкристаллизовалась именно вместе с «Фокусом». Кстати, впервые элементы New Edge появились отнюдь не на семейной машине, а на концептуальном суперкаре Ford GT90 1995 года с 12-цилиндровым 720-сильным мотором. А всего лишь годом позже его премьеры квинтэссенцию своего понимания нового стиля выставило ателье Ghia – концепт Saetta впоследствии успешно перевоплотился в Ford Ka. Некоторые черты серийного Ford Focus при желании можно усмотреть и на более ранних концептах, которые строило для «Форда» это ателье – например, Ford Arioso (хотя он, конечно, куда больше похож на «Пуму»). Кто знает, как бы выглядел знаменитый хэтчбек, если бы работа над его внешностью пошла по этому пути?
Вообще, именно Ghia и считается автором слова Focus, хотя между моментом, когда оно впервые появилось на мировой автоарене, и временем, когда оно стало синонимом автомобильного бестселлера, прошло практически 10 лет. Еще в 1992 году Ghia показала в Турине экстравагантный родстер-прототип Focus, который сразу после премьеры называли «иконоборцем», «симфонией форм», «автомобильной скульптурой» - да как только не называли. Интересно, что построен концепт на слегка доработанной платформе Ford Escort – модели, на смену которой и пришел «Фокус».
Еще интереснее, что, не будь этого концепта, новое семейство вполне могло бы сохранить старое имя и по-прежнему называться «Эскортом». Вполне возможно, боссам Ford показалось, что емкое слово «Фокус» как нельзя лучше отражает идею нового семейства, его сконцентрированность на успехе, целеустремленность и радикальную новизну. Даже логотип модели первого поколения – и тот был исполнен в строгом соответствии с канонами New Edge. Широко известен и еще один случай, который мог помешать «Фокусу» именоваться «Фокусом»: дело в том, что немецкое издательство Burda еще с 1993 года издавало в Германии новостной еженедельник с тем же самым названием (он считался весомой альтернативой знаменитому «Шпигелю») и естественным образом было недовольно перспективой появления одноименного продукта. Дело дошло до суда города Кельна, в котором издатели пытались запретить «Форду» использовать слово Focus хотя бы на территории страны, но у них, к счастью, ничего не вышло.
Нашлись и те, кто уже после выхода Ford Focus на рынок предрекали концерну грандиозный крах проекта и сливание в трубу миллиардных инвестиций. Его внешность стала объектом для упражнений в остроумии в целом ряде авторитетных отраслевых изданий, и как только журналисты ни изощрялись! Журнал Car&Driver после смены очередной генерации модели вспоминал такие прозвища, как «неудачный оригами», «хэллоуинская тыква», «кошмарная дешевка» и тому подобное. Но повальное сумасшествие на рынке относительно небольших семейных автомобилей, вызванное появлением Ford Focus, расставило все точки в нужных местах. Помнят «истерию вокруг Фокуса» и российские покупатели, причем, возможно, даже лучше европейских.
Тактика Ford была проста: эффектный дизайн, оригинальный интерьер (а вместе с тем еще и удобный и просторный) и умопомрачительные ездовые повадки, объясняющиеся новой конструкцией подвески (особенно задней) и скрупулезным вниманием к ее настройке. И при этом – вполне доступная цена. Сам Ричард Пэрри-Джонс некогда заявлял, что вполне может представить себе участок дороги, на котором Ford Focus окажется быстрее, чем Ferrari. Собственно, косвенно это заявление потом подтвердилось на полях сражений Мирового чемпионата по ралли: в разное время за рулем боевой модификации «Фокуса» сиживали такие легенды, как Колин МакРей, Карлос Сайнц, Маркко Мартин, Маркус Гронхольм и Микко Хирвонен. Правда, чемпионом мира за рулем Ford Focus никто из них так и не стал.
В следующем году семейство Ford Focus отпразднует 20-летний юбилей, не исключено – при помощи выпуска уже четвертого поколения знаменитого хэтчбека. И перейдет тем самым на новую ступень глобализации: впервые в истории модели в США планируется продавать «Фокусы», выпущенные не на территории страны, а импортированные из Китая. Говорят, так будет дешевле. Ну что ж, все течет, все изменяется…