Найти тему
Истории из жизни

Эх, Марфуша, нам ли быть с пищалью: мушкеты и демократия

Вот ещё одна новость третьего плана: реконструктора Владимира Масюка привлекли к ответственности за хранение «огнестрельного оружия» в виде действующей реплики фитильного мушкета XVII века. Вряд ли речь идёт о начале каких-то государственных гонений: просто Росгвардия, забравшая себе полномочия регистрационно-разрешительных отделов полиции, внезапно обратила внимание на странных людей в «дурацком», которые постреливают из своих карамультуков, никаких бумажек не подписывают и в ус не дуют. А тут как раз подвернулся под руку и подходящий повод для закручивания гаек: очередной подросток явился в школу с пневматическим ружьём и топором, так что по «три гуся» вам, граждане, на душу населения.

И плевать на то, что реконструкторы, в большинстве своём, — это вовсе не нервные школьники, а взрослые и социально адаптированные люди. Плевать на то, что их «реплики» перезаряжаются с той же скоростью, что и оригиналы — по полминуты, да и то в руках хорошо подготовленного человека, а прицельная дальность у них в лучшем случае метров двадцать. Россия — это страна не только непонятного будущего и непредсказуемого прошлого, но ещё и избирательного применения законодательства.

Зато эта история даёт нам повод поговорить совсем о другом — об избранной многими в середине 2000-х тактике выживания, которая сегодня вдруг почему-то перестала работать. Каждый, кто тогда имел дело с локальными движениями людей, объединённых общим хобби или ещё каким-то делом помимо служебных обязанностей, сразу поймёт, о чём речь. Московские толкинисты пытались создать и зарегистрировать общегосударственную организацию ролевиков на базе сайта Tolkien.ru. Реконструкторы рвались выступать на государственных праздниках, и вскоре без них не обходилось уже ни одно официальное мероприятие, а кончилось всё «героическим штурмом» картонного Рейхстага, который построил Шойгу. Байкеры катали Путина. Организаторы фестивалей знали, что дело пойдёт куда лучше, если на баннере где-нибудь в уголку пририсовать эмблему «Единой России». Даже самозваный вождь ЛГБТ Николай Алексеев — и тот пытался создать нечто вроде движения «Геи за Путина». Словом, всем хотелось хоть бочком, но потереться о власть или в лучшем случае заключить с ней сделку: «Мы аккуратно демонстрируем свою лояльность и не качаем права, а вы даёте нам жить и дышать. Ну хотя бы через трубочку».

До определённого момента и не у всех — но это работало. Хотя звоночки периодически звенели. К примеру, в 2008 году у реконструкторов Бородинского сражения отняли исторические мушкеты и заставили использовать сверлёные мосинки из реквизита «Мосфильма». В 2015 году только что зашедшее в Крым Российское военно-историческое общество попыталось заставить всех местных реконструкторов представлять исключительно период Великой Отечественной, радуя глаз начальству, а про всяких римлян и генуэзцев позабыть под угрозой разгона. И всё равно символом новой эпохи стало видео, где люди в форме погранвойск НКВД снимают участника летнего митинга на Тверской со своей баррикады, чтобы передать его в руки полиции. Тогда реконструкторов буквально носили на руках все лояльные блогеры и СМИ, ведь они оказались крайне удобными персонажами в роли жертв озверевших «школьников-навальнят». Но даже такая показательная лояльность на камеру ничего и никому не гарантирует. Росгвардия желает закрутить гайки и доказать Кремлю свою эффективность. РВИО — контролировать всё, что связано с «исторической памятью». И конкуренты в этом деле им не нужны. Тут работает простой и понятный принцип: соглашаясь с властью, творящей произвол, ты соглашаешься и с тем, что однажды сам станешь его жертвой. «Охранных грамот» на самом деле нет ни у кого — будь ты хоть офицером потешного полка, хоть известным на всю Европу режиссёром. Не предусмотрено.

Просто это ещё одна из тех иллюзий нашего недавнего прошлого, за которые сегодня приходится расплачиваться: кому — отказом от любимого дела, кому — сменой гражданства, а кому — и свободой. Принцип «отказавшийся от борьбы за свои права в конечном счёте оказывается за колючей проволокой» работает всегда и везде. Просто запомните это.

Фотография: Victor Troynov / Flickr / CC BY-SA 2.0

Когда в семь утра телефон разбудил известием о смерти оперного певца Дмитрия Хворостовского со ссылкой на сайт информационного агентства «Россия сегодня», сразу появилось ощущение, что что-то тут не так. В качестве источника заметка в свою очередь ссылалась на твиттер сенатора Мизулиной — сомнительно же в эпоху пранкера Вована, псевдоновостного сайта The Onion и его многочисленных клонов. «Но не могло же государственное информационное агентство не проверить подобную информацию?» — подумал я. Оказывается, могло.

Дальше — лучше. Я-то грешил на твит Елены Мизулиной: думал, что либо сам аккаунт фальшивый (подобным образом не раз вбрасывались фейк-новости), либо аккаунт подлинный, но его взломали. Оказалось ещё веселее: Мизулина настоящая, а твит опубликовала, увидев соответствующую новость на сайте газеты «Комсомольская правда». Как ни относись к изданию, где работает Ульяна Скойбеда, это всё-таки удивительно. Или не удивительно, а прискорбно.

Подобные истории происходят регулярно. Вспоминается сразу, как в 2011 году сотрудница тогда ещё РИА Новости «воскресила» патриарха Алексия II и Раису Горбачёву в репортаже об открытии после реконструкции Большого театра. Но воскрешение — это даже красиво: похоже на акт современного искусства, арт-партизанскую диверсию. Другое дело, когда кого-нибудь преждевременно хоронят.

Не так давно, в мае этого года, по всему миру СМИ распространяли новость о смерти лауреата Нобелевской премии по литературе Светланы Алексиевич. Ссылались все на твит министра культуры Франции Франсуаз Ниссен. Позже выяснилось, что твиттер-аккаунт министра был фальшивым. Его создал итальянский журналист Томмазо де Бенедетти, который регулярно вбрасывает фейк-новости, чтобы обратить внимание публики на то, что современные медиа-платформы распространяют новости, не обращая внимания на достоверность источников. Ну или так он решил оправдываться после того, как его поймали на долгой истории публикации фейковых интервью с мировыми знаменитостями в региональной итальянской прессе.

До Алексиевич ему удалось «похоронить» вполне живых на тот момент итальянского кардинала Тарчизио Бертоне, писателей Кормака Маккарти и Джоан Роулинг, режиссёра Педро Альмодовара, и даже глав государств: Фиделя Кастро и Башара Асада. Последнего — от лица министра внутренних дел России Владимира Колокольцева. Что ж, каждый подобный случай действительно наглядно демонстрирует проблему. Что-нибудь меняется? Нет, между «похоронами» Алексиевич и Хворостовского не прошло и года. Прокололись крупная газета и государственное информагентство.

И будут прокалываться дальше в безумной и бездумной гонке за горячим. Что же делать? Быть внимательнее. Когда в вашей ленте расшаривают «новость» о том, что Клинтон и Обама едят детей, инопланетяне высадились в Бобруйске, а Путин оказался настоящим крабом, критически оцените и сам новостной ресурс, и источник информации. Даже если это «настоящее» СМИ и даже если сообщаемое очень похоже на то, во что вы готовы поверить.

Фотография: Александр Вепрёв / Wikimedia Commons / CC BY-SA 3.0

Источник: https://storia.me/ru/@perturabo/polemika-1be4jz/ekh-marfusha-nam-li-1iurfn