Найти тему
ABW

"А это вообще легально?!" Большое автомобильное путешествие в Европу

"А это вообще легально?!" - то и дело восклицал кто-то из нас, когда открывался очередной потрясающий вид. Журналисты - люди прожженные, много чего повидали. Альпы тоже. Казалось бы, со всех сторон. Оказалось - нет!

"А обратно через Стельвио слабо?" - спросил один из наших читателей, комментируя прошлогоднее путешествие на Land Rover на север Италии. Не слабо: целью нового тура стала как раз знаменитая дорога Passo Dello Stelvio, известная многим путешественникам и засветившаяся в одном из выпусков Top Gear, где "святая троица" устроила заезды на гиперкарах и назвала эту дорогу самой красивой на континенте. 

-2

А если цель есть, то и путешествию быть! Десять дней, восемь стран и без малого 5000 километров пути, которые нам предстоит преодолеть на трех автомобилях. В нашем распоряжении - старый приятель Range Rover Evoque 2.0 Si4, уже хорошо знакомый Jaguar F-Pace 3.0 и новый Land Rover Discovery 3.0. Дальняя дорога, включающая как скоростные трассы, так и горные серпантины, - отличная возможность протестировать и сравнить эти машины. 

-3

С чего начинать знакомство с автомобилями в подобной поездке? Разумеется, с багажников! Самый вместительный, конечно, у Discovery: в него без труда помещается несколько больших чемоданов, да еще остается немало места для рюкзаков и сумок. Большая длина багажника даже оборачивается следующим нюансом: если закинул что-то далеко вглубь, чтобы это затем достать, придется тянуться, рискуя испачкаться о задний бампер. Альтернатива - добираться до дальней зоны багажника через салон, сложив спинку заднего дивана. Зато если нужно перевезти что-то тяжелое, можно заставить машину "присесть" на пневматической подвеске, снизив погрузочную высоту.

-4

Багажник Evoque кажется самым скромным, хотя в цифрах он даже больше, чем у F-Pace (575 л против 508). Свою роль здесь играет и фирменный органайзер в виде натягиваемых шторок. Удерживать с его помощью небольшие предметы удобно, но когда дело доходит до чемоданов, он уже неуместен. 

-5

В любом случае с задачей перевезти все вещи своих пассажиров справится любой из автомобилей. Но именно Disco уготована роль "подвозить" то, что не поместилось в другие автомобили. Вы же знаете, как это бывает в больших поездках, когда к тщательно упакованному багажу добавляется целый ворох новых пакетов и сумок. 

-6

Но вот погрузка закончена, отправляемся в путь. Для разминки - быстрая, но скучная поездка до Бреста, затем дорога на погранпереход "Домачево": если верить онлайн-камерам, очереди там нет.

-7

Увы и ах: "до шлагбаума" ползем добрых полчаса, во многом из-за того, что в очередь то и дело бесцеремонно пролезают "спешуны". Одного такого, с ходу подскочившему к "голове", пограничник на въезде отправил в хвост официальной очереди, но сути проблемы это не меняет: принцип "кто наглее, тот и быстрее" работает. В общей сложности прохождение белорусско-польской границы занимает без малого четыре часа. 

-8

Наш путь лежит через Польшу и Словакию, и в этот раз им уготована роль транзитных стран. Прогулка по Кракову, запланированная изначально, переносится на обратную дорогу, а Братислава проезжается по объездной дороге, при этом вид окраин напоминает… "Чижовку", - говорит один коллега. "Сухарево", - предлагает свой вариант другой. 

-9

И очередной раз Польша преподносит нам урок: ближе не значит быстрее! "Короткая" дорога может занять больше времени, чем способен предположить самый большой скептик в компании. Узкие местные дорожки не обещают высокой средней скорости, да еще и ремонт на ремонте…

-10

Но Польша активно строит новые автобаны. Похоже, через несколько лет образ "медленной транзитной страны" окончательно уйдет в прошлое. А пока тщательно рассчитывайте маршрут и избегайте медленных отрезков!

Почем дороги?

-11

Платных дорог в Польше нам встретилось немного: два раза платили по 10 злотых за машину. А вот виньетки для Словакии купили через интернет - 10 евро за 10 дней. И раз уже речь зашла о платных дорогах, расскажем за весь маршрут. В Австрии виньетка на 7 дней стоит 8,9 евро, в Словении - 15. 

-12

В Венгрии - 2975 форинтов (9,6 евро), причем оплату стоит провести заранее через интернет и распечатать документ: места для покупки виньеток расположены внутри страны, по пути к ним можно попасть на штраф. В Швейцарии мы не пользовались платными дорогами, поэтому виньетки не покупали. 

-13

А в Италии платили по факту за используемые отрезки (в среднем 10 км стоит 0,8 евро). За все три машины заплатили одной банковской картой - и столкнулись с интересным нюансом: ни в автоматическом, ни в ручном режиме система не позволяет провести несколько платежей подряд. Поэтому либо пропускали между своим машинами местных, либо одновременно проезжали через разные ворота. Со стороны это выглядело странно… 

-14

На скорости под 130-140 км/ч расход топлива у наших "британцев" вполне себе приличный - в среднем около 11,5-13,5 л/100 км. При этом самый экономичный в этой компании Evoque, оснащенный 2,0-литровым бензиновым турбмотором Si4 (240 л.с.). А самый "дальнобойный" - Discovery. Пусть за счет большей массы он чуть "прожорливее", чем F-Pace c аналогичной компрессорной "шестеркой" объемом 3,0 л и мощностью 340 л.с., зато имеет 89-литровый бак (против 68 л у Range Rover и лишь 63 л у Jaguar). Так что на заправку приходится заезжать каждые 400-450 км, что мы и делаем, совмещая это с кофе-паузами. 

-15

А как насчет поесть? В Польше в целях экономии питались в кафе при заправках (с различным успехом). А в Словакии неожиданно для себя открыли замечательный местный ресторанчик с божественно приготовленными ребрышками. В любом случае рекомендация одна: отдавать предпочтение местной кухне и помнить о том, что порции там не чета белорусским. Заказав сразу салат, суп и основное блюдо, рискуете просидеть над огромными тарелками до вечера! И с большим трудом вернуться за руль. 

-16

К слову о руле. Найти оптимальную для водителя посадку позволяет каждый автомобиль. Но какие же они разные по части деталей и создаваемой атмосферы! Так, Discovery обеспечивает высокую посадку и отличный круговой обзор через большие окна и крупные боковые зеркала. И если на узких улочках немного неуютно из-за плохо ощущаемых габаритов, то на просторных магистралях чувствуешь себя максимально комфортно. Водительское кресло можно легко подогнать под себя, но широко расставленные валики боковой поддержки рассчитаны под более крупных людей.

-17

F-Pace ближе к спорту, поэтому посадка ниже, передняя панель ближе, а кнопка стартера бьет красным пульсом, приглашая начать драйв. В нашей троице это единственный автомобиль с анимированной цифровой приборной панелью, которая меняет "окрас": при переходе в режим Dynamiq подсветка становится красной. В этот бы цвет "перекрасить" подсветку дверных карт, но она упрямо остается нейтрально бирюзовой…

-18

Evoque еще более "легковой" по предложенной посадке и восприятию. А его интерьер вполне серьезно можно называть классическим. Напомню: модели семь лет, но устаревшей она не выглядит ни снаружи, ни внутри. 

-19

И ее эргономика мне больше по душе: ручки дверей и блок управления стеклоподъемниками расположены там, где и ожидаешь их увидеть. А обогрев сидений включается кнопками - в том же Discovery их нажатие вызывает лишь выход в соответствующий подраздел меню… Единственный недостаток - обзор назад через окошко задней двери неважный, но это отчасти компенсируется боковыми зеркалами. 

Сколько можно?

-20

В большинстве европейских стран скоростной режим в населенном пункте ограничен 50 км/ч, но в Польше в ночное время это уже 60 км/ч, а, например, в Вене имеется много городских зон, где можно ехать не быстрее 30 км/ч. Зато в отличие от многих государств в Австрии на загородной трассе разрешенная скорость составляет 100 км/ч, в то время как обычно это те же 90 км/ч, что и у нас. К слову, в Швейцарии и Лихтенштейне за городом установлен лимит 80 км/ч. Мало? Но в Лихтенштейне нам мало где удавалось хотя бы приблизиться к этой отметке…

-21

На автомагистралях мы в основном имели ограничение 130 км/ч, но в Швейцарии разрешенная скорость 120, в Польше - 140 км/ч. А еще в ряде стран между автобанами и обычными загородными трассами есть промежуточное звено - "автомобильная дорога", обозначенная соответствующим знаком. На ней скорость в зависимости от страны ограничена на отметке 100-120 км/ч. Нюанс в том, что "повышающих" знаков, как в Беларуси, нет, так что надо ориентироваться на статус дороги. 

-22

Здесь здорово помогала навигационная система (как штатная, так и наша альтернативная), подсказывавшая установленный режим. Но еще лучше было водителю Evoque: на приборную панель дублировались знаки ограничения скорости и запрета обгона, "увиденные" опционной системой распознавания или же сверенные с навигационной системой. 

-23

В каком из автомобилей удобнее всего путешествовать втроем-вчетвером? На мой взгляд, в F-Pace! Несмотря на относительно компактные размеры и купеобразный силуэт, он предлагает на удивление много места для задних пассажиров, особенно в области ног. 

-24

Ну а если отодвинуть вперед пассажирское кресло, сзади легко образуется рабочий кабинет! Чем один из коллег и воспользовался, удобно устроившись со своим буком. 

-25

Приятно удивляет и Evoque. Да, свободного пространства в нем меньше, особенно если спереди расположился рослый водитель или пассажир. Но если он среднего роста, то и сзади будет неплохо. И главное - удобно. 

-26

Это камень в огород Discovery. Да, он самый просторный в этой компании, за доплату готов предложить даже третий ряд сидений. Но подушка заднего дивана расположена достаточно низко, из-за чего приходится сидеть, задрав вверх колени. И боковой поддержки как таковой нет - в поворотах рука сама собой тянется к дверной ручке или поручню на центральной стойке. В общем, на задних сиденьях Discovery хорошо перевозить детей в удерживающих креслах или ехать впятером, когда большая ширина салона важнее удобства посадки. Но в остальных случаях я бы предпочел F-Pace или Evoque. 

На связи!

-27

Все торчат в смартфонах - признак бесплатного Wi-Fi! Но режим "от заправки до заправки" длился лишь до Зальцбурга, где мы наконец-то купили "симку" местного оператора. И за 30 евро получили 16 гигов быстрого мобильного интернета, раздаваемого через один из наших смартфонов. 

-28

Помимо всего прочего, Discovery превратился еще и в мобильную точку доступа, поэтому к нему наши экипажи старались держаться поближе! Благодаря отмене роуминга в Европе мы оставались на связи не только в Австрии. Правда, в Швейцарии и Лихтенштейне был лимит по трафику, а в Польше на обратном пути пришлось вновь искать бесплатный Wi-Fi. 

-29

Ну а оперативная связь осуществлялась посредством раций. Удобно и на трассе (подсказать, что ждет впереди, помочь с обгоном и предупредить о ремонтных работах), и во время прогулок (потеряться в толпе туристов в той же Вене или Будапеште проще простого).

-30

К слову, преимущественно "автобанный" путь от Кракова до Зальцбурга лучше проводить как раз на заднем сиденье. А вот дальше…

-31

Дальшее наш путь лежал в Лихтенштейн и, по мнению наших навигаторов, должен был проходить по немецким автобанам. 

-32

Однако мы предпочли сделать крюк по местным австрийским дорогам, чтобы и страну поближе увидеть, и быть как можно ближе к тем шикарным видам, что открывались нам с каждым новым поворотом.

-33

Вот здесь лучше пересесть вперед, чтобы любоваться природными красотами. Или на крайний случай сидеть за рулем - и получать удовольствие от местных извилистых дорожек. Была и еще одна причина - посетить несколько интересных, на наш взгляд, точек. 

-34

Первая из них - замок Хоэнверфен, расположенный на высоте 155 м над долиной реки Зальцах, всего в 40 км от Зальцбурга. Он был построен в 1077 году князем-архиепископом Гебхардом Зальцбургским для защиты перевала от врага и за свою многовековую историю пережил и разрушение в XVI веке, и пожар в XX. 

-35

Любопытно, что до конца 1980-х замок использовался как тренировочный лагерь австрийской полиции и лишь 40 лет назад был превращен в музей. Ну а самым ценным, на наш взгляд, оказываются те потрясающие виды, которые открываются с этой площадки. 

-36

Не менее грандиозным зрелищем представляются и водопады Кримль. Точнее, один из самых высоких в Европе каскадов водопадов на реке Кримлер-Ахе: его общая высота составляет 380 метров!

-37

Далее - "высокохудожественный" подъем по извилистой, но еще не очень крутой трассе, ужин на берегу высокогорного озера, стремительный спуск на равнину (однако характерный запах тормозов напомнил о том, что неплохо иногда и на передачах машину замедлять). Потом ночная дорога в Лихтенштейн - в одиннадцать вечера он показался совершенно безлюдным. До главной цели путешествия оставалось не более 90 км по прямой, но на автомобиле - несколько часов пути по одним из самых красивых дорог Европы. Но об этом - во второй части нашего отчета. 

Иван КРИШКЕВИЧ
Фото и видео автора
ABW.BY

Путевой дневник

-38

Если в предыдущих поездках по Европе электромобили встречались преимущественно в городской среде, на этот раз то и дело видим их на автомагистралях. Правда, скорость их движения редко превышает 100 км/ч - дотягивают до зарядки? 

-39
-40

Первый же вечер за рулем Discovery позволил оценить работу светодиодных адаптивных фар на "отлично" в режиме ближнего света и "выше всяких похвал" при включении дальнего. Впрочем, обычный ксенон на Range Rover и Jaguar также оставляет приятное впечатление. Особенно с учетом того, что "ночных" километров по пути было немало. 

-41

Не ждали? Мы тоже! Российская ГАЗель в Польше.

-42
-43

Какой только техники не увидишь в австрийском гараже! Иной раритет угадать непросто: заботливый владелец накрывает его чехлом.

-44

Вена красива, но, по сути, мало чем выделяется на фоне других европейских городов. То ли дело Дом Хундертвассера, который не похож на своих соседей и поэтому является местной достопримечательностью. Дом, в котором расположены не только квартиры, но и офисы, построен в 1980-х по проекту австрийского художника и архитектора Фриденсрайха Хундертвассера и архитектора Йозефа Кравины. Помимо вызывающей асимметрии и расцветки он примечателен тем, что имеет три террасы и в общей сложности 250 деревьев и кустарников.

-45

Успели! Через минуту подсветка Wiener Karlskirche была погашена, храм погрузился в темноту. И это не единственный пример европейской бережливости, с которой довелось столкнуться по ходу поездки. Но на освещении дорог и пешеходных переходов экономии не заметили.

-46

А вы знали, что в Зальцбурге ходят троллейбусы? Альтернатива им - автобусы на метане. Дизельный маршрутный транспорт на глаза не попадался. 

-47
-48

Сам Зальцбург, расположенный у северного подножия Альпийских гор, необычайно красив (недаром его историческая часть внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО). Особенно хороши ночные виды города. 

-49

Женя и Андрей утепляются. Зачем?

-50

А вот и ответ! Именно так и делаются "динамичные" снимки на трассе. А за бортом холодно!

-51

Чем выше в горы, тем чаще в Австрии и Италии встречается российская Lada 4x4…

-52

Попытка снять хоть что-то через бинокль потерпела фиаско. Ох уж эти блогеры! :)

-53

Гравия по плану не было. Пришлось импровизировать…

-54

Зачем внедорожник в Европе? Чтобы таскать прицепы и автодома!

-55

Впрочем, брутальные "Дэфы" тоже частенько встречаются. Эти используются для экспедиций.