"А это вообще легально?!" - то и дело восклицал кто-то из нас, когда открывался очередной потрясающий вид. Журналисты - люди прожженные, много чего повидали. Альпы тоже. Казалось бы, со всех сторон. Оказалось - нет!
"А обратно через Стельвио слабо?" - спросил один из наших читателей, комментируя прошлогоднее путешествие на Land Rover на север Италии. Не слабо: целью нового тура стала как раз знаменитая дорога Passo Dello Stelvio, известная многим путешественникам и засветившаяся в одном из выпусков Top Gear, где "святая троица" устроила заезды на гиперкарах и назвала эту дорогу самой красивой на континенте.
А если цель есть, то и путешествию быть! Десять дней, восемь стран и без малого 5000 километров пути, которые нам предстоит преодолеть на трех автомобилях. В нашем распоряжении - старый приятель Range Rover Evoque 2.0 Si4, уже хорошо знакомый Jaguar F-Pace 3.0 и новый Land Rover Discovery 3.0. Дальняя дорога, включающая как скоростные трассы, так и горные серпантины, - отличная возможность протестировать и сравнить эти машины.
С чего начинать знакомство с автомобилями в подобной поездке? Разумеется, с багажников! Самый вместительный, конечно, у Discovery: в него без труда помещается несколько больших чемоданов, да еще остается немало места для рюкзаков и сумок. Большая длина багажника даже оборачивается следующим нюансом: если закинул что-то далеко вглубь, чтобы это затем достать, придется тянуться, рискуя испачкаться о задний бампер. Альтернатива - добираться до дальней зоны багажника через салон, сложив спинку заднего дивана. Зато если нужно перевезти что-то тяжелое, можно заставить машину "присесть" на пневматической подвеске, снизив погрузочную высоту.
Багажник Evoque кажется самым скромным, хотя в цифрах он даже больше, чем у F-Pace (575 л против 508). Свою роль здесь играет и фирменный органайзер в виде натягиваемых шторок. Удерживать с его помощью небольшие предметы удобно, но когда дело доходит до чемоданов, он уже неуместен.
В любом случае с задачей перевезти все вещи своих пассажиров справится любой из автомобилей. Но именно Disco уготована роль "подвозить" то, что не поместилось в другие автомобили. Вы же знаете, как это бывает в больших поездках, когда к тщательно упакованному багажу добавляется целый ворох новых пакетов и сумок.
Но вот погрузка закончена, отправляемся в путь. Для разминки - быстрая, но скучная поездка до Бреста, затем дорога на погранпереход "Домачево": если верить онлайн-камерам, очереди там нет.
Увы и ах: "до шлагбаума" ползем добрых полчаса, во многом из-за того, что в очередь то и дело бесцеремонно пролезают "спешуны". Одного такого, с ходу подскочившему к "голове", пограничник на въезде отправил в хвост официальной очереди, но сути проблемы это не меняет: принцип "кто наглее, тот и быстрее" работает. В общей сложности прохождение белорусско-польской границы занимает без малого четыре часа.
Наш путь лежит через Польшу и Словакию, и в этот раз им уготована роль транзитных стран. Прогулка по Кракову, запланированная изначально, переносится на обратную дорогу, а Братислава проезжается по объездной дороге, при этом вид окраин напоминает… "Чижовку", - говорит один коллега. "Сухарево", - предлагает свой вариант другой.
И очередной раз Польша преподносит нам урок: ближе не значит быстрее! "Короткая" дорога может занять больше времени, чем способен предположить самый большой скептик в компании. Узкие местные дорожки не обещают высокой средней скорости, да еще и ремонт на ремонте…
Но Польша активно строит новые автобаны. Похоже, через несколько лет образ "медленной транзитной страны" окончательно уйдет в прошлое. А пока тщательно рассчитывайте маршрут и избегайте медленных отрезков!
Почем дороги?
Платных дорог в Польше нам встретилось немного: два раза платили по 10 злотых за машину. А вот виньетки для Словакии купили через интернет - 10 евро за 10 дней. И раз уже речь зашла о платных дорогах, расскажем за весь маршрут. В Австрии виньетка на 7 дней стоит 8,9 евро, в Словении - 15.
В Венгрии - 2975 форинтов (9,6 евро), причем оплату стоит провести заранее через интернет и распечатать документ: места для покупки виньеток расположены внутри страны, по пути к ним можно попасть на штраф. В Швейцарии мы не пользовались платными дорогами, поэтому виньетки не покупали.
А в Италии платили по факту за используемые отрезки (в среднем 10 км стоит 0,8 евро). За все три машины заплатили одной банковской картой - и столкнулись с интересным нюансом: ни в автоматическом, ни в ручном режиме система не позволяет провести несколько платежей подряд. Поэтому либо пропускали между своим машинами местных, либо одновременно проезжали через разные ворота. Со стороны это выглядело странно…
На скорости под 130-140 км/ч расход топлива у наших "британцев" вполне себе приличный - в среднем около 11,5-13,5 л/100 км. При этом самый экономичный в этой компании Evoque, оснащенный 2,0-литровым бензиновым турбмотором Si4 (240 л.с.). А самый "дальнобойный" - Discovery. Пусть за счет большей массы он чуть "прожорливее", чем F-Pace c аналогичной компрессорной "шестеркой" объемом 3,0 л и мощностью 340 л.с., зато имеет 89-литровый бак (против 68 л у Range Rover и лишь 63 л у Jaguar). Так что на заправку приходится заезжать каждые 400-450 км, что мы и делаем, совмещая это с кофе-паузами.
А как насчет поесть? В Польше в целях экономии питались в кафе при заправках (с различным успехом). А в Словакии неожиданно для себя открыли замечательный местный ресторанчик с божественно приготовленными ребрышками. В любом случае рекомендация одна: отдавать предпочтение местной кухне и помнить о том, что порции там не чета белорусским. Заказав сразу салат, суп и основное блюдо, рискуете просидеть над огромными тарелками до вечера! И с большим трудом вернуться за руль.
К слову о руле. Найти оптимальную для водителя посадку позволяет каждый автомобиль. Но какие же они разные по части деталей и создаваемой атмосферы! Так, Discovery обеспечивает высокую посадку и отличный круговой обзор через большие окна и крупные боковые зеркала. И если на узких улочках немного неуютно из-за плохо ощущаемых габаритов, то на просторных магистралях чувствуешь себя максимально комфортно. Водительское кресло можно легко подогнать под себя, но широко расставленные валики боковой поддержки рассчитаны под более крупных людей.
F-Pace ближе к спорту, поэтому посадка ниже, передняя панель ближе, а кнопка стартера бьет красным пульсом, приглашая начать драйв. В нашей троице это единственный автомобиль с анимированной цифровой приборной панелью, которая меняет "окрас": при переходе в режим Dynamiq подсветка становится красной. В этот бы цвет "перекрасить" подсветку дверных карт, но она упрямо остается нейтрально бирюзовой…
Evoque еще более "легковой" по предложенной посадке и восприятию. А его интерьер вполне серьезно можно называть классическим. Напомню: модели семь лет, но устаревшей она не выглядит ни снаружи, ни внутри.
И ее эргономика мне больше по душе: ручки дверей и блок управления стеклоподъемниками расположены там, где и ожидаешь их увидеть. А обогрев сидений включается кнопками - в том же Discovery их нажатие вызывает лишь выход в соответствующий подраздел меню… Единственный недостаток - обзор назад через окошко задней двери неважный, но это отчасти компенсируется боковыми зеркалами.
Сколько можно?
В большинстве европейских стран скоростной режим в населенном пункте ограничен 50 км/ч, но в Польше в ночное время это уже 60 км/ч, а, например, в Вене имеется много городских зон, где можно ехать не быстрее 30 км/ч. Зато в отличие от многих государств в Австрии на загородной трассе разрешенная скорость составляет 100 км/ч, в то время как обычно это те же 90 км/ч, что и у нас. К слову, в Швейцарии и Лихтенштейне за городом установлен лимит 80 км/ч. Мало? Но в Лихтенштейне нам мало где удавалось хотя бы приблизиться к этой отметке…
На автомагистралях мы в основном имели ограничение 130 км/ч, но в Швейцарии разрешенная скорость 120, в Польше - 140 км/ч. А еще в ряде стран между автобанами и обычными загородными трассами есть промежуточное звено - "автомобильная дорога", обозначенная соответствующим знаком. На ней скорость в зависимости от страны ограничена на отметке 100-120 км/ч. Нюанс в том, что "повышающих" знаков, как в Беларуси, нет, так что надо ориентироваться на статус дороги.
Здесь здорово помогала навигационная система (как штатная, так и наша альтернативная), подсказывавшая установленный режим. Но еще лучше было водителю Evoque: на приборную панель дублировались знаки ограничения скорости и запрета обгона, "увиденные" опционной системой распознавания или же сверенные с навигационной системой.
В каком из автомобилей удобнее всего путешествовать втроем-вчетвером? На мой взгляд, в F-Pace! Несмотря на относительно компактные размеры и купеобразный силуэт, он предлагает на удивление много места для задних пассажиров, особенно в области ног.
Ну а если отодвинуть вперед пассажирское кресло, сзади легко образуется рабочий кабинет! Чем один из коллег и воспользовался, удобно устроившись со своим буком.
Приятно удивляет и Evoque. Да, свободного пространства в нем меньше, особенно если спереди расположился рослый водитель или пассажир. Но если он среднего роста, то и сзади будет неплохо. И главное - удобно.
Это камень в огород Discovery. Да, он самый просторный в этой компании, за доплату готов предложить даже третий ряд сидений. Но подушка заднего дивана расположена достаточно низко, из-за чего приходится сидеть, задрав вверх колени. И боковой поддержки как таковой нет - в поворотах рука сама собой тянется к дверной ручке или поручню на центральной стойке. В общем, на задних сиденьях Discovery хорошо перевозить детей в удерживающих креслах или ехать впятером, когда большая ширина салона важнее удобства посадки. Но в остальных случаях я бы предпочел F-Pace или Evoque.
На связи!
Все торчат в смартфонах - признак бесплатного Wi-Fi! Но режим "от заправки до заправки" длился лишь до Зальцбурга, где мы наконец-то купили "симку" местного оператора. И за 30 евро получили 16 гигов быстрого мобильного интернета, раздаваемого через один из наших смартфонов.
Помимо всего прочего, Discovery превратился еще и в мобильную точку доступа, поэтому к нему наши экипажи старались держаться поближе! Благодаря отмене роуминга в Европе мы оставались на связи не только в Австрии. Правда, в Швейцарии и Лихтенштейне был лимит по трафику, а в Польше на обратном пути пришлось вновь искать бесплатный Wi-Fi.
Ну а оперативная связь осуществлялась посредством раций. Удобно и на трассе (подсказать, что ждет впереди, помочь с обгоном и предупредить о ремонтных работах), и во время прогулок (потеряться в толпе туристов в той же Вене или Будапеште проще простого).
К слову, преимущественно "автобанный" путь от Кракова до Зальцбурга лучше проводить как раз на заднем сиденье. А вот дальше…
Дальшее наш путь лежал в Лихтенштейн и, по мнению наших навигаторов, должен был проходить по немецким автобанам.
Однако мы предпочли сделать крюк по местным австрийским дорогам, чтобы и страну поближе увидеть, и быть как можно ближе к тем шикарным видам, что открывались нам с каждым новым поворотом.
Вот здесь лучше пересесть вперед, чтобы любоваться природными красотами. Или на крайний случай сидеть за рулем - и получать удовольствие от местных извилистых дорожек. Была и еще одна причина - посетить несколько интересных, на наш взгляд, точек.
Первая из них - замок Хоэнверфен, расположенный на высоте 155 м над долиной реки Зальцах, всего в 40 км от Зальцбурга. Он был построен в 1077 году князем-архиепископом Гебхардом Зальцбургским для защиты перевала от врага и за свою многовековую историю пережил и разрушение в XVI веке, и пожар в XX.
Любопытно, что до конца 1980-х замок использовался как тренировочный лагерь австрийской полиции и лишь 40 лет назад был превращен в музей. Ну а самым ценным, на наш взгляд, оказываются те потрясающие виды, которые открываются с этой площадки.
Не менее грандиозным зрелищем представляются и водопады Кримль. Точнее, один из самых высоких в Европе каскадов водопадов на реке Кримлер-Ахе: его общая высота составляет 380 метров!
Далее - "высокохудожественный" подъем по извилистой, но еще не очень крутой трассе, ужин на берегу высокогорного озера, стремительный спуск на равнину (однако характерный запах тормозов напомнил о том, что неплохо иногда и на передачах машину замедлять). Потом ночная дорога в Лихтенштейн - в одиннадцать вечера он показался совершенно безлюдным. До главной цели путешествия оставалось не более 90 км по прямой, но на автомобиле - несколько часов пути по одним из самых красивых дорог Европы. Но об этом - во второй части нашего отчета.
Иван КРИШКЕВИЧ
Фото и видео автора
ABW.BY
Путевой дневник
Если в предыдущих поездках по Европе электромобили встречались преимущественно в городской среде, на этот раз то и дело видим их на автомагистралях. Правда, скорость их движения редко превышает 100 км/ч - дотягивают до зарядки?
Первый же вечер за рулем Discovery позволил оценить работу светодиодных адаптивных фар на "отлично" в режиме ближнего света и "выше всяких похвал" при включении дальнего. Впрочем, обычный ксенон на Range Rover и Jaguar также оставляет приятное впечатление. Особенно с учетом того, что "ночных" километров по пути было немало.
Не ждали? Мы тоже! Российская ГАЗель в Польше.
Какой только техники не увидишь в австрийском гараже! Иной раритет угадать непросто: заботливый владелец накрывает его чехлом.
Вена красива, но, по сути, мало чем выделяется на фоне других европейских городов. То ли дело Дом Хундертвассера, который не похож на своих соседей и поэтому является местной достопримечательностью. Дом, в котором расположены не только квартиры, но и офисы, построен в 1980-х по проекту австрийского художника и архитектора Фриденсрайха Хундертвассера и архитектора Йозефа Кравины. Помимо вызывающей асимметрии и расцветки он примечателен тем, что имеет три террасы и в общей сложности 250 деревьев и кустарников.
Успели! Через минуту подсветка Wiener Karlskirche была погашена, храм погрузился в темноту. И это не единственный пример европейской бережливости, с которой довелось столкнуться по ходу поездки. Но на освещении дорог и пешеходных переходов экономии не заметили.
А вы знали, что в Зальцбурге ходят троллейбусы? Альтернатива им - автобусы на метане. Дизельный маршрутный транспорт на глаза не попадался.
Сам Зальцбург, расположенный у северного подножия Альпийских гор, необычайно красив (недаром его историческая часть внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО). Особенно хороши ночные виды города.
Женя и Андрей утепляются. Зачем?
А вот и ответ! Именно так и делаются "динамичные" снимки на трассе. А за бортом холодно!
Чем выше в горы, тем чаще в Австрии и Италии встречается российская Lada 4x4…
Попытка снять хоть что-то через бинокль потерпела фиаско. Ох уж эти блогеры! :)
Гравия по плану не было. Пришлось импровизировать…
Зачем внедорожник в Европе? Чтобы таскать прицепы и автодома!
Впрочем, брутальные "Дэфы" тоже частенько встречаются. Эти используются для экспедиций.