Сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144 называют пиком гражданской авиации. Самолет установил множество мировых рекордов, которые держатся до сих пор, это уникальное воздушное судно остается непревзойденным образцом инженерной мысли, во многом обогнавшем свою эпоху. Но даже среди всех Ту-144, конкретно этот борт самый быстрый и необычный. Давайте познакомимся с ним поближе, а заодно поговорим об истории отечественной авиации.
Этот Ту-144 один из двух, находящихся на территории Летно-исследовательского института имени Громова в подмосковном Жуковском.
Здесь много интересных самолетов, о некоторых из них хотелось бы рассказать подробнее, но оставим это на другой раз. Сегодняшний рассказ о Ту-144 с бортовым номером RA-77114.
Многие видели на МАКСе борт с номером СССР-77115. Это брат борта 77114.
Самолет Ту-144Д с бортовым номером 77114 совершил свой первый полет 13 апреля 1981 года. Самолет принимал участие в завершении государственных испытаний Ту-144Д. Было выполнено 9 полетов.
В июле 1983 на этом самолете было установлено 3 мировых рекорда. Два из них – 13 июля установлен мировой рекорд скорости полета по замкнутому маршруту протяженностью 1000 км с грузом 30000 кг. Достигнута средняя скорость 2031,5 км/ч. 20 июля установлен рекорд скорости и высоты полета по замкнутому маршруту протяженностью 2000 км. Получена средняя скорость 2012,2 км/ч и высота 18200 м с грузом 30000 кг.
В 1986 году самолет Ту-144Д был оборудован научно-исследовательской аппаратурой для проведения исследования радиационной обстановки в верхних слоях атмосферы в интересах института медико-биологических проблем. Полеты выполнялись до 1988 года.
27 февраля 1990 года был выполнен крайний полет самолета в варианте Ту-144Д. К этому моменту его налет составлял 82 ч 40 мин.
17 июня 1994 года был подписан контракт с NASA «О доработках самолета Ту-144Д и проведении комплекса исследований в интересах создания СПС (сверхзвукового пассажирского самолета) 2-го поколения».
Самолет был переоборудован в летающую лабораторию Ту-144ЛЛ. Вместо двигателей РД-36-51А были установлены форсированные двигатели НК-32-1, используемые на самолетах Ту-160.
Изменения коснулись мотогондол двигателей и воздухозаборников. Было усилено крыло, доработаны топливная и другие системы, изменена механизация крыла. Эти изменения повысили скорость самолета с 2,15 маха до 2,3 маха. Первый полет в новом варианте состоялся 29 ноября 1996 года.
Давайте поднимемся на борт.
В самолете сохранилось множество деталей ушедшей эпохи. Неожиданная надпись, правда?
Туалет. Очень лаконичное и непривычное обозначение.
Поражает сохранность аппаратуры.
Кажется, что самолет летал совсем недавно.
В салоне нет пассажирских кресел. Он был под завязку заполнен аппаратурой, как и положено лаборатории. Забегая вперед, скажу, что сверхзвуковой пассажирский самолет 2-го поколения так и не был создан.
Иллюминаторы у Ту-144 довольно маленькие. Вся конструкция самолета была подчинена одной задаче - максимальной скорости.
На летающей лаборатории Ту-144ЛЛ было выполнено 19 полетов с комплексным выполнением экспериментов, а также 8 полетов с участием летчиков-испытателей США для качественной оценки характеристик сверхзвукового самолета.
Детали от первоначальной компоновки салона.
Сейчас невозможно представить, чтобы на борту самолета в ящике находился топор.
Заглянем в кабину.
11 февраля 1998 года программа летных экспериментов на Ту-144ЛЛ была завершена. В апреле 1999 года этот самолет выполнил заключительный полет в истории Ту-144.
Дальнейшая история борта несколько раз грозила утратой самолета. Сначала его хотели продать за границу. Продать самолет в США помешали двигатели, применявшиеся на Ту-160.
После этого самолет переходил из рук в руки и едва не был распилен на металлолом. К счастью, есть еще люди, для которых судьба и история отечественной авиации дороже денег. Путем невероятных усилий этот борт удалось спасти от разрушения и оставить на территории ЛИИ.
П.С. Сейчас этот борт Ту-144ЛЛ покрашен в цвета «Аэрофлота» и установлен в качестве самолета-памятника в Жуковском. Обо всех этапах подготовки борта к установке я подробно писал у себя на канале.
Всем привет!
Это канал ЖЖитель (zen.yandex.ru/media/zhzhitel), основные темы: путешествия, авиация, техника, маркетинг. Фотографирую и рассказываю сам. В других соцсетях я тоже zhzhitel.
Подписывайтесь на канал, ставьте лайки. Впереди много интересного!