«Прочь» — очередной фильм ужасов, который, на мой взгляд, сумел покорить своего зрителя. Зрителя сугубо американского и бывалого. Ведь в США, я склонен полагать, есть три главные и в то же время щекотливые темы для разговора — Дональд Трамп (конечно, строй в целом), 11 сентября и афроамериканцы.
Политика для граждан штатов какая-то то ли наивная, то ли избитая, то ли легитимная, но медленная. У них там свой «политический постмодерн» — все, что хотели высказать насчет политических взглядов, уже успели показать в кино — от «Американской Истории Ужасов» до «Карточного Домика». 11 сентября как квинтэссенция Аль-Каиды, международного терроризма, смерти. Это событие часто становится предметом черной комедии, вызывая у патриотичных американцев внутреннее «фи» и желание сменить тему. И, наконец, — темнокожие. Немного времени прошло, как толерантность между человечеством восторжествовала. Еще полвека назад межрасовые браки вызывали скандалы, а самих «черных» притесняли и разделяли.
«Три всадника щекотливости и осторожности в США:
Трамп и политика, 11 сентября, афроамериканцы».
Тем не менее, та лояльная Америка, кой мы привыкли ее видеть в поп-культуре, в «Прочь» тонко высмеивается. Герои сперва настраивают толерантный лад: разговаривают об Обаме, открыто симпатизируют ему, контактируют с другими афроамериканцами. Но стоит сделать еще пару шагов… То, что начинается, никак не поддается и не импонирует либеральному и чисто американскому образу мысли — и вот в этом сатира «Прочь».
Небольшой СПОЙЛЕР!
Товарищей не белого цвета кожи начинают жестоко эксплуатировать — а точнее показывать, как все уже эксплуатировано и что бежать больше некуда. Главного героя успели впутать в безумные докторские и псевдомедицинские идеи о гипнозе, лоботомии, мысли о подчинении черных и тому подобному.
Его сознание хотят «закопать» глубоко-глубоко — на этом строится главная мысль и непопулярный сюжет. Фантастическая и фанатичная, сатирическая и моральная, некрасивая и злобная — суть фильма мне напоминает все: «Черное Зеркало», «Больница Никербокер», современный треш на остросоциальные темы.
Социальный комментарий, некий «макгаффин» извне — то есть то, за чем гоняются в сюжетной линии кино — здесь это именно драматичность, трагичность, абсурд и безумие: здесь гонятся именно за той злободневной социальностью и, конечно, за эстетикой кадра. Только так достигают успеха в кинематографе.
«Режиссура занимала в моей душе более значительное место. Этот фильм — самая моя искренняя страсть. Он рожден мной, чтобы одолеть собственные страхи. Я хотел справиться с ними»,— Джордан Пил, режиссер «Прочь».
Интересно еще то, что команда сама видит связь между комедией и хоррорами, поскольку работает с обоими жанрами. Еще со времен Древней Греции абсурдные и немыслимые сюжеты смешили людей, а то, как граждане вообще посещали разные постановки трагедий-комедий — эта манера смеяться и «быть» — показывает аутентичность юмора. Не было предрассудков, острой обиды или предвзятости — смеялись даже над богами и политиками. То, что тебя освещают в комедии, подчеркивает твою важность, «медийность» (из прошлой эры) и успех.
И если это должно снова произойти сейчас, то пусть так и будет. Переворот в поп-культуре, в ее классике и жанрах — переворот в сознании людей.