Казак и шашка воспринимаются как единое целое. Не зря в старину говаривали: «Гайтан на шее да шашка сбоку — не скоро быть смертному сроку».
Мастера, изготавливавшие казачье холодное оружие, передавали секреты ковки своим сыновьям. После Гражданской войны большевистское правительство распорядилось изъять все оружие у казаков вплоть до наградного Георгиевского, а мастерам-оружейникам пришлось ковать не шашки, а исключительно мирные изделия типа лемехов, подков и прочего сельхозинвентаря.
Кубанский кузнец Григорий Чернявский
Сейчас в магазинах можно приобрести шашки, выкованные в Нижнем Новгороде, Волгограде, Дагестане. На Кубани мастеров по изготовлению клинков не осталось. Так я думал до тех пор, пока не встретился на Тиховских поминовениях с казаком хуторского общества «Гаркушин кордон» Таманского отдела Григорием Чернявским. В отличие от других куреней у них помимо традиционного плетня и других привычных атрибутов горел настоящий кузнечный горн, слышался стук молота по наковальне. Увидев столь редкую картину, решил встретиться с мастером кузнечного дела.
Еще в юности он увлекся художественным искусством. После школы окончил курсы художников оформителей и успел немного поработать по специальности.
После армии Григорий заочно окончил педагогический факультет Кубанского университета. 13 лет обучал девчонок и мальчишек рисованию и черчению.
Дело отца
Кузнечным делом он заболел еще в детстве. Его отец Виктор Алексеевич работал в колхозе кузнецом. После уроков Гриша бежал к отцу, где мог часами наблюдать за тем, как полоски стали на наковальне превращаются в различные изделия. Помимо ремонта сельхозинструмента его отец ковал ножи. В станице было много охотников, поэтому хорошие клинки всегда ценились. Первый свой нож Григорий выковал под руководством отца в 12 лет, как только вырос и стал доставать до наковальни. Зацепило кузнечное мастерство Григория крепко. Со временем он продолжил дело отца. Не ради заработка, а ради искусства.
— Сначала делал небольшие ножи в скандинавском и финском стиле, потом занялся казачьим пластунским ножом. Изучал различные образцы и понял, почему клинок имеет матовый, неброский цвет. Оружие не должно блестеть. Все, что блести,- это сувенирные изделия, — любовно перебирая коллекцию клинков, изготовленных своими руками, поведал Григорий Чернявскиий.
Кузницу помогли построить сыновья
Первое время он ковал на открытом воздухе в одном из уголков приусадебного участка. Подросшие сыновья Кирилл и Александр предложили помочь построить помещение под кузницу. Стройка шла вечерами после работы и в выходные дни, и через пару месяцев Григорий справил новоселье. Однако мало построить кузницу, нужно ее еще и оборудовать. Часть инструментов досталось от отца, часть пришлось ковать самому. Из огнеупорного кирпича и газовой горелки соорудил кузнечный горн.
— Проблем с выбором подарков на мой день рождения у семьи нет, — улыбаясь, говорит Григорий. — Дарят все необходимое для кузницы. Сыновья подарили тиски, сверлильный станок. Наверное, увидели, как я мучился, изготавливая свой первый кинжал. Теперь я всегда ношу его на поясе черкески.
Выковал клинок, смастерил деревянную рукоять и ножны. Времени на это ушло весьма прилично, поскольку все пришлось делать с нуля, нарабатывая опыт.
Казак перед трудностями не пасует
Занявшись кузнечным делом, Григорий Чернявскиий столкнулся с массой проблем. Возможно, на его месте кто-то другой махнул бы рукой на увлечение, грозящее похоронить его под грузом вопросов, ответы на которые неведомо где искать. Однако Григорий с его казачьим характером не из тех, кто пасует перед трудностями. Нужную информацию ему пришлось собирать буквально по крупицам.
— Пришлось перерыть массу информации. В библиотеках ни одной книги нужной тематики не нашлось. Благо в Интернете есть форумы, где люди, увлеченные кузнечным делом, делятся сведениями и опытом. Пришлось изучать технологию изготовления оружейной стали. Раньше шашки и сабли делались из пудлинговой стали. Ее прокатывали или проковывали, делали болванки. Кузнецы покупали заготовки и ковали из них оружие. Сейчас, конечно же, такого источника для изготовления шашек и кинжалов нет.
Перепробовав несколько видов стали, остановился на металле, который используется при производстве шарикоподшипников. Всеми правдами и неправдами Григорий создал запас подшипников и отработавших свое автомобильных рессор.
Казалось бы, уж с чем-чем, но с углем проблем быть не должно. Однако с топливом для горна дела обстояли куда как непросто. Для кузнечного ремесла подходит не всякий уголь. Самый подходящий вариант — это так называемый длиннопламенный уголь. Его в Красноармейском районе найти не так уж легко. В конце концов Григорий обзавелся несколькими центнерами угля нужного сорта.
Шашка казака
За сравнительно кроткое время Григорий Чернявский изготовил больше десяти учебных шашек.
… Огонь в кузнице горит, как правило, зимой, когда по дому нет особых дел и погода прохладная. Григорий, выковав очередной клинок, тщательно обрабатывает его: шлифует, мастерит рукоятку. Каждый этап изготовления шашки требует правильного технологического и традиционно-исторического подхода. Лезвие шашки должно быть прочным, способным выдержать любой удар. Если пользоваться только газом, клинок будет хрупким, поскольку голубое топливо выжигает углерод. Сталь должна обладать некоторой степенью вязкости, что достигается нужным, сравнительно высоким содержанием углерода и добавлением никеля и других присадок.
Или взять, к примеру, рукоять шашки. Некоторые мастера делают ее цельной, а это неправильно. При столкновении с шашкой противника рукоять должна гасить часть силы встречного удара. Поэтому сначала нужно на хвостовик надеть две нижние серебряные части рукояти, затем вставить две деревянные пластины по обеим сторонам хвостовика и расклинить их. Тогда получается так называемый «ласточкин хвост». Именно такая форма рукояти помогает погасить часть силы удара врага в бою. И подобных тонкостей немало.
Отдельная тема — так называемая ювелирка, то есть украшение рукояти шашки и ножен. Григорий Чернявский вскоре сможет заняться и этим делом. Формы для литья готовы, остается выбрать время и испробовать их в деле.
Планов – с избытком
Настоящий мастер никогда не останавливается на достигнутом, поэтому у Григория планов с избытком.
— Во-первых, хочу собрать и установить в кузнице механический молот, поскольку годы идут и сила в руках хотя и есть, но все же они побаливают после нескольких часов работы. Во-вторых, нужны настоящие кованые кузнечные тиски. Пока приходится пользоваться литыми тисками, а по ним стучать невозможно. Стукнешь посильнее, и они грозят развалиться.
Но это все лишь подготовка к выходу на новый технологический уровень, который позволит выковать лезвие дамасской стали. Теоретически Григорий знает о технологии изготовления холодного оружия из этого знаменитого вида стали. Остается применить знания на практике. Думается, и с этой задачей он справится.
Сергей КАПРЕЛОВ.