Найти тему
Белая ворона

Туристы из Турции: истории гида

Бывает, в высокий сезон, лежа на турецком пляже, можно закрыть глаза и почувствовать себя в Геленджике, так много соотечественников. Кажется, что еще чуть-чуть, и вдалеке покажется загорелый парень, он зычным голосом затрубит: "Чурчхела, пахлава, кукуруза", и другой ему ответит протяжно: "Пиво, рыба, раки".

Сама по себе курортная Турция летом - зрелище противоречивое. Много пьяных туристов, обманутых, счастливых, обгоревших, вырвавшихся из колеса рабочей пятидневки... Я иногда иду среди них, говорливых, шуршащих смешками, и вдруг ни с того не с сего замолкающих, и чувствую себя в лагере - они все дети, у которых каникулы. Я проработала экскурсоводом на турецком курорте сезон, у меня выгорели волосы и душа, ее лечило только море и мамины звонки. После этой работы мне было трудно отдыхать в туристических местах, а еще воспринимать людей нормально. Нормально - значит видеть в каждом человека с желаниями, историей, чувствами, не биомассу.

Я редко встречала людей в аэропорту, так сложилось. Обычно они приезжали бледные, с уставшими глазами. Попавшие из прохладного аэропорта и часто дождливого лета сюда, в парилку, они расслаблялись, немножко прикрывали глаза и улыбались (одни тихо, кончиками губ, другие громко смеялись, третьи счастливо вздыхали). Были и те, кто приезжал сюда по нескольку раз за сезон, они выходили из терминала пребытия уверенной походкой, мне казалось, в их карманах гремели ключи от здешнего лета.
Как только люди усаживались в автобус, их мозги отключались. У кого-то это бывало раньше, еще в дьюти-фри, другие могли поверить в свой отпуск только на пляже. В любом случае, теперь они на отдыхе, и даже если в обычной жизни кто-то из них вежливый, собранный и ответственный, это не мешает ему, ставшему туристом, безбожно опаздывать на экскурсии, справлять нужду в бассейне отеля, брать на шведском столе заведомо больше и не съедать и половины, называть девушек на ресепшене заиньками, а потом кричать из-за неубранного полотенца так, будто это крах целой цивилизации.

-2


Нет, поймите меня правильно, есть люди адекватные, но почему-то многим Турция запоминается разнузданными туристами. Случаи? Бывали. Например, в национальном парке на огненной горе Химера, где небольшие языки пламени вырываются из-под земли, мои взрослые туристы заливали этот огонь минералкой. Однажды пьяная троица завывала песню "Ландыши" на задних сидениях автобуса, перебивая всю экскурсию (благо напоминание о стоимости такси их немного протрезвило). А еще есть категория туристок, которые любят откровенно кокетничать с торговцами из лавочек в местах экскурсий или организовывать быстрое свидание в туалете с проходимцем местного пошиба и задерживать весь автобус. После этого и вправду трудно относится к ним терпеливо и с уважением.

Не редко были неприятные ситуации, связанные с деньгами. Как-то дородная женщина лет пятидесяти и с рыжеволосой дочерью вдвое младше ее, поехала с группой на дайвинг, где можно трижды погрузиться с инструктором или за меньшую плату просто кататься на яхте: дама выбрала морскую прогулку, а дочери наказала проплыть с аквалангом, та безропотно согласилась, но без блеска в глазах. В самом начале проводится инструктаж, в котором говорилось и об ограничениях по здоровью. Все нормально? Все нормально! Не могу передать этот липкий холод от ужаса, когда я увидела, как эту девушку доставали из акваланга синеватой - она была без сознания. Корабельный фельдшер тут же ринулась к ней, пара минут, казавшихся часами и пронизывающих сердце иголками страха, и несостоявщийся дайвер очнулась. Я была готова расцеловать фельдшера! Сбегав до камбуза, я принесла рыжуле сладкий чай и рулет: она выглядела так, будто провалила годовую контрольную, но вскоре отошла. Оказалось, у нее проблемы со здоровьем. Почему не сказала? Мама уже заплатила за дайвинг! Плывем дальше, следующая остановка для ныряния - и она снова натягивает акваланг! Внутри меня кто-то будто бы открыл взболтанное шампанское из смешанных чувств - удивление, негодование... Зачем? Но мама уже заплатила! Мама доедала обед на солнечной палубе и кивала головой - мол, и вправду, деньги-то уплочены, вот чек. История, к моему сожалению, повторилась. Рыжик снова хлопнулась в обморок. Как и в следующий, третий раз... Моей досаде не было предела, когда в конце дня мадам написала заявление о том, что услуга была оказана не качественно и нужно вернуть деньги.

Но со скупердяями случались и смешные истории. Всегда на туре с квадрациклами я предупреждала, что нужно надеть очки и повязать на лицо свою бандану, или купить ее в начале экскурсии (действие происходило во времена, когда доллар стоил 30 рублей, и этот двух-трех долларовый кусок ткани очень спасал от клубов пыли, которые неизбежно оставлял едущий впереди квадр). Заметка полезная, туристы соглашались. Но однажды на тур приехала пара лет сорока - крупная говорливая женщина и худой молчаливый мужичонка, они забыли спасительные банданы и усомнились в их надобности. Группа ехала по руслу высохшей реки - плотное одеяло летящего из-под колес горящего песка и пыли окружало туристов так, что иногда мы видели лишь очертания друг друга. На первой же остановке у пресного озера, я обнаружила, что пара, о которой я говорила раньше, отплевывается от пыли подобно кошкам, наевшимся шерсти. И вот тут-то я увидела победителей конкурса "Смекалочка года", ибо дама сняла огромных размеров бюстгальтер и надела его на себя, как респиратор. Победоносно взглянув на мужа, она стянула трусы, в которые он был закутан, как арабский бедуин. Контр-решение!

Если честно, были и добрые истории с туристами, такие классные и живые - про то, как миллионер на частной экскурсии спасал меня от морской болезни, а туристы из маленького автобуса вдруг превратились в одну семью, когда автобус сломался на трассе. Про то, как светлые люди сочувствовали нам, уставшим, радовались своему отпуску и жизни, любили друг друга и целый мир. Люди есть разные, но важно и нужно каждому из нас всегда оставаться Человеком, где бы мы ни находились.

-3