В последнее время я становлюсь жадной до смысла. Мне кажется, что все написанные книги должны иметь цель. Они должны быть написаны для чего-то. Должны нести какую-то мораль. А ведь было время, когда я насмехалась над уроками литературы, на которых мы разбирали по строчкам "Руслана и Людмилу". Зачем Феб помог Руслану? Божечки, как я смеялась! Ну, не думал об этом Пушкин! Почему так трудно поверить, что некоторые слова стоят на своих местах просто для ровной рифмы? Почему все непременно должно иметь тайный смысл?..
Ну, и где я теперь?
История о том, как священник, потеряв жену и сына в один день, разочаровался в Боге, но не сдался. Убежденный, что есть другой путь и другие места, он посвятил жизнь поискам дороги на "ту сторону".
Вообще у Кинга не так уж и много откровенно пессимистичных книг. Да, они страшненькие, но финалы подавляющего большинства дают вздохнуть с облегчением. Король редко пугает совсем уж беспросветно. Я бы сказала, что эта книга относится к исключениям, но даже сама в это не вполне верю. Возможно, будь я верующей, мне было бы страшнее. А так... А так я ищу в этой книге смысл. Посыл... ну должен же он быть. В конце концов я догадываюсь, какой это стресс для самого автора - написать откровенно беспросветную книгу. Держать в голове ужасный финал от начала и до конца? Кто такое выдержит? Если только Кинг сам не неверующий.
Книга хороша. Я бесконечно люблю Кинга за детали. Иногда персонажи в его книгах живут всего пару абзацев, но слов, использованных для их описаний, достаточно, чтобы они встали перед внутренним взором как живые. А тут меня пленила картина жизни, написанная от начала до конца. Не просто история, а именно жизнь, год за годом, эпоха за эпохой. Сюжет нагнетает грамотно, скажу честно, я не предполагала такой развязки. У меня были самые разные догадки, но ни одна не приблизилась вплотную. Последние главы хотелось глотать, но сама суть написанного заставляла не спешить. Чтобы перед глазами успела нарисоваться картина, нужно осмыслить кучу слов.
Да, книга страшненькая, но о чем она? Об одержимости? Не сложилось такого впечатления. Вообще "пятый персонаж" (священник) в итоге как-то смазался, разгадался. Лишился мотивов, стал просто зацикленным безумцем. Если поразмыслить, едва ли его жизнь прошла бы совсем иначе, если бы не случилось той потери. В нем это сидело само по себе. Главный герой... обычный. Вот это я особенно люблю. Обычный человек, "герой", но не герой. Его действия интуитивно понятны, он не плох, но подвержен страстям. И тот факт, что страху противостояла не совесть, а любопытство, только добавляет ему реальности. Книга заканчивается не на оптимистичной, но на ровной ноте. И пожалуй, я все же могу сформулировать смысл.
Надо радоваться жизни. Одна беда, если после смерти ничего нет. Но там может быть что-то и похуже, никто ведь не знает.