На днях произошло историческое событие – миллионы людей, проживающих в районе Курдистанского Регионального Правительства (КРГ) в Ираке отправились на голосование по вопросу проведения референдума о независимости. Поспособствует ли голосование развитию стабильности в регионе или же наоборот, даст толчок новым конфликтам, возможно даже к войне? Очевидно, вопрос скорее риторический.
Потенциальная поддержка независимости Курдистана может нанести серьезные урон отношениям с Турцией, верным союзником НАТО, что в свою очередь вызовет раскол между Вашингтоном и Багдадом – в таком случае борьба с ИГИЛ плавно перетечет в гражданскую войну между курдами, шиитами и суннитскими ополченцами в Ираке. Для США это проигрышный сценарий.
Президент Трамп выражает очевидную симпатию к стремлениям курдского народа, однако ему категорически следует перестать поощрять все инициативы. Вместо этого, необходимо подчеркивать важность диалога, дипломатии и терпения между всеми заинтересованными сторонами. Трамп должен заявлять о том, что голосование само по себе не является обязательным, и не приведет к автоматическому разделению. Вопросы о том, как происходит голосование, как разделится территория и природные ресурсы (спорный момент) еще только предстоит решить. Во время своего недавнего выступления на Генеральной Ассамблее ООН президент Турции Реджеп Эрдоган сказал о КРГ следующее: «Всем заинтересованным сторонам следует избегать таких шагов, как требование о независимости, которые могут спровоцировать новые кризисы и конфликты в регионе». В дополнение к сказанному, Эрдоган продемонстрировал масштабные военные маневры у северной границы Ирака.
До сих пор единственной страной, публично одобряющей голосование, является Израиль. Невзирая на благодарность за поддержку, КРГ уже разжигает напряженные отношения с Ираном. Тегеран выступает против независимости курдов исходя из собственных опасений – есть вероятность того, что то событие вдохновит значительное меньшинство местных курдов так же заявить свои права на автономию. Хотя Иран и не может открыто применить военную силу для предотвращения независимости КРГ, у него есть и иные, не менее смертоносные рычаги.
Хади аль- Амири, лидер иракской организации Бадра, состоящей в тесном сотрудничестве с Ираном, предупредил – если КРГ проголосует за независимость, то он и его ополченцы применят силу для предотвращения этого события. И это не единственная вооруженная сила, способная применить силу против курдов.
Имамская группа по борьбе с боевыми действиями – вооруженная шиитская группировка, связанная с бывшим премьер-министром Ирака, предупредила, что «нападет на Киркук, если город присоединят к Курдистану, или любой автономии, которая может появиться в результате референдума». Курды уже готовятся к возможному нападению.
Тем временем Вашингтон недвусмысленно и активно выступает против того шага. Бретт МакГрег, специальный посланник президента глобальной коалиции по борьбе с ИГИЛ в Госдепе, заявил, что тот референдум «нелогичен, и нами не рекомендуется», мы не поддерживаем то событие, и что это не только наша позиция, но и всей международной коалиции. Несмотря ни на что, КПГ настояло на голосовании.
На днях президент Барзани в разговоре с репортером заявил, что Курдистан «проведет референдум» если в ближайшие дни не получит от международного сообщества альтернативу, гарантирующую независимость региона.
Многие конкуренты указывают на то, насколько сложно будет для США выработать эффективную концепцию по данному вопросу. Я много раз был в этом регионе, и могу подтвердить, что курдский регион является настоящим островом стабильности в океане хаоса на Ближнем Востоке. Я могу спокойно и без страха ходить по улицам Эрбиля, столицы Курдистана, наблюдать, как светское правительство КРГ создало политически стабильную среду, в которой христиане, мусульмане, езиды и нерелигиозные люди живут в мире друг с другом.
Задача США заключается в том, чтобы призвать все стороны принять решение, которое всех устроит.Если вопрос курдской независимости в конечном итоге можно урегулировать без насилия, то этот вариант может стать лучом надежды для региона.
Дэниль Л. Дэвис, The Natonal Interest, перевела Мария Полякова, Агентство СЗК