В 1968 году техасский музыкант Джефф Уокер написал песню "Mr. Bojangles".
Уокер был арестован за какие-то пьяные выходки. В тюремной камере он познакомился с бродягой, который рассказал печальную историю о том, что у него недавно умер любимый пес, а после развеселил всех провинившихся, станцевав чечетку. Бродяга назвался именем мистер Божанглз.
"Mr. Bojangles" — одна из самых популярных песен 60-х годов, ее поют до сих пор, делая своеобразные аранжировки в стилистике бытующего времени. Но только великой джазовой певице Нине Симон удалось сделать композицию "Mr. Bojangles" своей визитной карточкой.
Оливье Бурдо. В ожидании Божанглза. М.: Фантом-Пресс, 2017. Перевод с французского И. Волевич
Всего лишь несколько лет назад француз Оливье Бурдо, сын нотариуса из Нанте, написал роман «В ожидании Божанглза» за каких-то семь недель. Бурдо работал агентом по недвижимости, но во время кризиса потерял работу и начал писать. На его первый роман ушло долгих два года, в итоге ноль внимания критиков, зато второе, сочиненное Бурдо произведение — «В ожидании Божанглза» — произвело настоящий фурор в литературном мире Франции.
Роман «В ожидании Божанглза» выделяется в потоке современной литературы: ироничный, смешной, написанный рифмованной прозой (на русском языке, благодаря переводу И. Волевич мы тоже читаем органично рифмованный текст), о безумии, любви и смерти, о джазе и нежности, о том, как красива жизнь и как эта красота мимолетна.
Это роман без начала и конца, он словно вечная пластинка Нины Симон с единственной песней «Мистер Божанглз», которую всё время слушают герои, одна небольшая французская семья, состоящая из Папы, Мамочки, сына и ручной журавлихи. Все они словно сошли с картин Сальвадора Дали — авангардистская семейка, готовая перекрашивать стены квартиры в разные цвета каждую неделю, никогда не респечатывать письма, в один миг разбогатеть и купить замок в Испании, а потом уезжать туда, когда вздумается, забрать сына из ненавистной школы и в любых обстоятельствах устраивать вечеринки и танцевать джаз.
Бурдо, казалось бы, зарифмовал в своем тексте радость и грусть, чудачество и сумасшествие, жизнь и смерть. «В ожидании Божанглза» отдаленно напоминает причудливый роман о любви Бориса Виана «Пена дней». А само название Бурдо выдумал не случайно. Вспоминается великая пьеса абсурда, написанная по-французски ирландским писателем Сэмюэлем Беккетом, — «В ожидании Годо».
«В ожидании Божанглза» — это еще и роман-взросление, быстрый, веселый, искрящий событиями, он постепенно приходит к отрезвлению, самому страшному и больному, что может случиться с человеком — к взрослению. Сын вырастает и становится посвящен в тайны родителей, которые скрывали от него само собой разумеющееся так долго, как могли, пытаясь провести со своим ребенком как можно больше отведенного времени. В какой-то момент сын оказывается умнее своих Папы и Мамочки, хотя, казалось бы, он был умнее всегда, просто подыгрывал им, пытаясь поверить в мнимое веселье.
Бурдо удается создать роман, который похож на исполнение Нины Симон — мотив постоянно обрывается, словно вот он, финал, но вдруг голос звучит снова, заводя еще один куплет. Ноты грусти вписаны в музыку радости. Роман-замирание, роман-угасание, роман о жизни одной семьи, способной на дурачества и веселье, способной улыбаться всегда, даже тогда, когда особенно тяжело.
«В ожидании Божанглза» — блистательный литературный дебют о мимолетности сущего, о жизни, которая заканчивается, как любая пластинка, но оставляет после себя запись — улыбку, смех голос, объятия, застрявшие в памяти и не поддающиеся ничему, даже течению времени.
Если вам понравилась рецензия, подписывайтесь на канал PRO.KNIGI