Многие зарубежные политики, говоря о России, любят в своей речи использовать термины «аннексия» и «оккупация». Зарубежные историки часто говорят об оккупационных действиях со стороны СССР. Оккупацией с дальнейшей аннексией расценивается и присоединение Прибалтики к СССР. В своих резолюциях Совет Европы о данном историческом факте говорит как о незаконной инкорпорации.
На самом деле, вхождение Эстонии, Латвии и Литвы в состав СССР никак не противоречило международному праву по состоянию на 1940 год, а также имело место официальное международное признание. Ялтинская и Потсдамская конференции также закрепили целостность границ СССР. В 1975 году Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе подтвердило нерушимость европейских границ.
Однако прибалтийским странам такая позиция совсем не нравится. Послов Эстонии, Латвии и Литвы оскорбили, что французская газета Le Monde назвала их страны «бывшими советскими республиками» в своей статье.
«Мы были бы крайне благодарны, если бы в ваших статьях более не использовался термин «бывшие советские республики», поскольку таким образом приведенные выше исторические и признанные на международном уровне факты были бы отражены должным образом»
По мнению послов, их государства не вступали в Союз добровольно, а были включены в результате аннексии, тем более что многие страны, та же Франция, никогда не признавали присоединение Прибалтики к СССР.
До этого Рига потребовала от Москвы 185 миллиардов евро за ущерб, причиненный Латвии советской оккупацией. В свою очередь Москва попросила в качестве компенсации 72 миллиарда долларов за тот же советский период.
Антироссийские настроения в европейских странах – обычное явление. Особенно удивительно это от тех республик, некогда входивших в состав Советского союза. История говорит нам о том, что Союз помогал многим в трудные военные и послевоенные годы, принимая к себе под крыло. Отрицать это – значит пытаться переписать историю, что недопустимо. Пора принять историю такой, какой она есть, и перестать видеть в преемнице СССР агрессивного врага, мечтающего о скорей оккупации и аннексии бывших советских республик.