Как могла бы выглядеть картина Леонардо «Мадонна с кошкой»? Что делали кошки в мастерской да Винчи, в сочиненных им баснях и на его рисунке, который теперь принадлежит английской королеве?
Первое и главное: Леонардо да Винчи был неравнодушен к котикам. Только из дошедших до нас рисунков ясно, что он изображал их десятки раз. А наблюдал за кошками художник, вероятно, в собственной мастерской: они там у него водились. Возможно, конечно, дело не только в любви, а и в том, что там же водились мыши и крысы.
Давайте посмотрим, как и зачем да Винчи рисовал котиков.
Мадонна с кошкой: множество эскизов и ни одной картины
Очевидно, что Мадонну с младенцем и кошкой да Винчи набрасывал не от скуки: он ищет идеальную композицию, он заключает набросок в арку, чтобы оценить замысел целиком. Но такой картины мы не знаем. Либо Леонардо так и не довел идею до реализации - для него это обычное дело. Либо картина бесследно утрачена (нет копий и подражаний). Кстати говоря, и причиной того, что Леонардо забросил идею «Мадонны с кошкой», и причиной того, что картина была уничтожена, могла быть дерзость замысла: кошка – символ дьявола, поместить ее рядом с Девой Марией и младенцем Христом было немыслимо по тем временам.
Итак, мы имеем целую серию набросков для «Мадонны с кошкой». И они замечательны своей живостью. Младенец тискает кошку, та изо всех сил уворачивается от удушающих божественных объятий – невольно думаешь: а и хорошо, что картины не случилось, на холсте пропала бы вся эта живость.
Из книги Росса Кинга «Леонардо да Винчи и «Тайная вечеря»»:
- Сколько бы ни ворчали обманутые заказчики, неспособность Леонардо завершить
начатое не была следствием недостатка мастерства или отсутствия таланта. Скорее, ему мешало то, что в поисках нового изобразительного языка он ставил для себя слишком высокую планку. В мир он вглядывался куда пристальнее, чем его современники, и стремился более реалистично отобразить его в своем искусстве.
Показательным примером подхода Леонардо к работе может служить картина, изображающая Мадонну с Младенцем и кошкой, задуманная около 1480 года. Картина либо так и не была написана, либо очень давно утрачена, однако из набросков видно, что он раз за разом – словно одержимый навязчивой идеей – перерабатывал позу ребенка с кошкой на руках. В качестве моделей младенца Христа для своих картин Верроккьо использовал терракотовые статуэтки. Однако Леонардо поставил перед собой задачу отобразить жизнь точнее и реалистичнее. Поскольку зарисовки ребенка с кошкой относятся к периоду от конца 1470-х до начала 1480-х годов, возникает искушение увидеть на этих рисунках одного из сводных братьев Леонардо – Антонио (родившегося в 1476 году) или Джулиано (родившегося в 1479-м), который играет с домашней кошкой. Антонио и Джулиано почти наверняка послужили моделями для двух картин с изображением Мадонны и Младенца, которые Леонардо все-таки завершил: «Мадонны с гвоздикой», написанной между 1476 и 1478 годом, и «Мадонны Бенуа», написанной одним-двумя годами позже. В обоих случаях Леонардо изобразил младенца Христа с расфокусированным взглядом и неловко сжатым кулачком – это явно основано на его наблюдениях за маленькими детьми.
Эскизы для картины «Мадонна с кошкой» имеются не только в Британскойм музее. Вот еще три:
Из книги Чарльза Николла «Леонардо да Винчи. Загадки гения»:
- И на ранних, и на поздних рисунках Леонардо мы видим также кошек, из чего можно сделать вывод о том, что он держал этих животных хотя бы из необходимости – кошки должны были защищать мастерскую от крыс. Если чудесные наброски к картине «Мадонна с младенцем и кошкой» (еще одна утерянная или так и не написанная картина конца 70-х годов XV века) были сделаны с натуры, а скорее всего, так оно и есть, можно предположить, что кошка, изображенная на них, является не только настоящей, конкретной кошкой, но еще и любимым животным. Ребенок обнимает, тискает, даже мучает зверька. На некоторых эскизах мы видим, что кошке это вовсе не нравится, но она понимает, что нельзя причинять боль ребенку. Еще одна кошка из мастерской описана в краткой заметке (в записной книжке художника – ред.), относящейся к 1494 году: «Если ночью поместишь ты глаз между светом и глазом кошки, то увидишь, что глаз кошки светится». Знаменитый лист набросков кошек (или одной кошки в различных позах), который хранится в Виндзорской коллекции, является одним из последних, созданных Леонардо. По-видимому, он был сделан в Риме между 1513 и 1516 годами. При ближайшем рассмотрении одна из кошек превращается в миниатюрного дракона. И я снова обращаюсь к Вазари, который пишет, что Леонардо «всегда держал» собак и кошек, а также лошадей. Животные были частью его жизни.
…Как и в «Мадонне Бенуа», художник подчеркивает молодость Девы Марии. Мы видим молодую женщину, почти девочку. (Богоматерь напоминает крестьянскую девочку-подростка Марию из картины Пазолини «Евангелие от Матфея».) Эти наброски – самые живые и интересные из всех флорентийских работ Леонардо. Они словно сходят с листа. Это настоящие моменты жизни, что отличает их от больших картин. Люди, изображенные на них, действительно находились в студии или рядом с художником... Фигуры переплетаются – настоящий балет! Молодой художник спешит запечатлеть реальную жизнь, подлинные жесты и движения... Нет никаких доказательств того, что эти великолепные рисунки когда-то стали материалом для картины. Скорее всего, они были сделаны для величайшей из ранних флорентийских картин Леонардо, «Поклонение волхвов». Положение ребенка и матери на ней весьма сходно с положениями, запечатленными на рисунках. Но кошка исчезла, а вместе с ней и шутливая радость, которой проникнуты эскизы.
Кошки Леонардо из Виндзорского замка
Этот лист с набросками, купленный, скорее всего, еще Карлом II, сейчас является собственностью королевы Елизаветы II.
Да Винчи запечатлел кошек и львов в самых разных позах и ситуациях: они спят, сидят, играют, сражаются, крадутся, испуганно ощетиниваются… А в нижней части рисунка среди кошачьих затерялся дракон! Зачем это все? Вероятно, для того, чтобы постичь анатомию кошек, выражающуюся через движения. Подсказка – в надписи на рисунке. Она гласит: «Это разные виды животных, а королем среди них является лев, поскольку его хребет наиболее гибок».
Львов, как и кошек, Леонардо видел: их, запертых в клетке, показывали во Флоренции всем желающим. А дракона вообразил по собственному же рецепту: в его записях есть совет о том, что мифических существ нужно изображать, смешивая в них элементы реальных животных.
Ещё один лист из Королевской коллекции - Мадонна, два младенца (Ииисус и Иоанн Креститель?) и кошка:
Коты помогают Леонардо поделиться мудростью
Кошки фигурируют и в двух баснях Леонардо да Винчи (он был еще и литератором). Перевод на русский – из академического издания 1935 года «Леонардо да Винчи. Избранные произведения»:
***
Была устрица вместе с другими рыбами выгружена в доме рыбака близ моря. Просит она крысу, чтобы та отнесла ее к морю. А крыса, почувствовав желание съесть ее, побуждает ее раскрыться. Когда же та укусила ее, стискивает она той голову и закрывается. Приходит кошка и умерщвляет ту.
***
Была осаждена мышь в малом своем обиталище лаской, которая с постоянной настороженностью выжидала ее смерти, а та сквозь малую щель глядела на великую свою опасность. Между тем подошла кошка, и вмиг сцапала ласку, и тут же ее сожрала. Тогда мышь, принеся в жертву Юпитеру несколько своих орешков, усерднейше возблагодарила свое божество. Но, выйдя наружу из норы, дабы обрести уже потерянную было свободу, была она вмиг вместе с жизнью лишена ее дикими когтями и зубами кошки.
Репродукции: britishmuseum.org, royalcollection.org.uk, sothebys.com, symbio.io, amis-musee-bonnat-helleu.org
Подписывайтесь на канал "Арт с котом" в Яндекс.Дзен! Нам с котиками будет приятно:)
Картины с котиками каждый день – в Telegram-канале «Арт с котом». Ждем!