Американская компания Levi Strauss & Co объединилась с Google и создала «умную» куртку с сенсорными рукавами. Уже завтра она появится в продаже в магазинах.
Две компании заключили соглашение о серийном производстве куртки ещё год назад и впервые рассказали о своей идее на конференции I/O 2016 в США. Главная фишка куртки — сенсорный рукав, куда вставлен небольшой кусочек «умной» ткани Jacquard. Впервые она была представлена компанией Google ещё в 2015 году. Jacquard сделана из токопроводящих нитей, которые вшиты в джинсовую основу, — название было выбрано по аналогии с жаккардовой тканью, которая состоит из разных переплетающихся нитей.
Для удобства пользователя сенсорные области куртки Levi’s x Jacquard by Google выделены рельефной решёткой. Они передают информацию на сопряжённый со смартфоном чип, который прикрепляется вместе с Bluetooth-модулем и батареей к отвороту куртки с помощью кнопки.
Рукав понимает два типа прикосновений: свайпы и нажатия. Соответствующие им команды можно настроить с помощью специального приложения. Судя по рекламному ролику, с помощью куртки можно будет, к примеру, отвечать на звонки, слушать музыку и пользоваться навигацией.
Главное достоинство новинки — она не боится влаги и механического воздействия. Создатели отмечают, что не ждут особенно бережного отношения к одежде, поэтому её смело можно испытывать на прочность. Правда, перед стиркой будет необходимо отсоединить управляющий модуль от рукава.
Продажи новинки стартуют уже завтра: «умная» куртка появится в трёх магазинах в США. Однако не расстраивайтесь: со 2 октября модель будет доступна и в онлайн-магазине Levi’s. Куртка будет стоить триста пятьдесят долларов.
Фотография: Levi’s x Jacquard by Google
Неделю назад в Пизе оркестром дирижировал робот, и он достойно справился с тремя номерами из оперы «Риголетто» Верди. Должны ли теперь музыканты и дирижёры бояться потерять рабочие места, на которые может покуситься искусственный интеллект?
Робот-дирижёр
Аудиторией концерта будущего стали восемьсот человек на Первом международном фестивале робототехники: за дирижёрский пульт перед филармоническим оркестром Лукки вместо человека встал робот. Это чудо техники по имени YuMi (сокращение от «you and me») создали швейцарские учёные под предводительством исполнительного директора корпорации ABB Group Ульриха Шписхофера.
В ABB сообщают, что YuMi может научиться тому, что умеет опытный дирижёр, буквально за несколько дней. Процесс обучения выглядел так: дирижёр Андреа Коломбини направлял руки робота, тот запоминал его движения, затем их синхронизировали с музыкой при помощи специальной программы.
Коломбини рассказал, что музыкантам потребовалось время, чтобы приспособиться к высокотехнологичному гуманоиду, однако в итоге он превзошёл ожидания, продемонстрировав точность, сложность и плавность движений, которых они не ожидали. Однако импровизировать и реагировать на оркестр YuMi не умеет, так что скорректировать игру музыкантов он не способен. Зато Коломбини полагает, что робот сможет подменять дирижёра на репетициях оркестра, когда маэстро в отъезде.
За и против
Хотя Шписхофер и заявил, что это был исторический вечер, который позволил людям одним глазком взглянуть на будущее высоких технологий в музыке, многие сомневаются, что роботы когда-либо смогут достигнуть человеческого уровня техники и артистизма. В то же время это не мешает попыткам создать полноценных искусственных музыкантов и композиторов.
Так, девять лет назад другой робот уже дирижировал Детройтским симфоническим оркестром — это был ASIMO компании Honda. Тогда тоже использовался принцип повторения за дирижёром, но ASIMO не тренировался в непосредственном контакте с человеком, а был запрограммирован специалистами на то, чтобы повторить заранее записанные движения, к тому же сильно их упрощая.
Роботов, способных играть музыку и даже на ходу реагировать на меняющийся звуковой контекст, разрабатывает музыкант и инженер Эрик Сингер (не путать с тёзкой из The Kiss), создатель Лиги электронных музыкальных урбанистических роботов (League of Electronic Musical Urban Robots, или LEMUR) и роботизированных оркестров. Но и здесь автором музыки остаётся человек.
Более интересными могут быть опыты в области развития творческой потенции искусственного интеллекта. В 2014 году нейронная сеть Flow Machines, созданная в парижской лаборатории Sony CSL, написала поп-песню (сочинённые компьютерами авангардные произведения не так впечатляли публику). Для этого был разработан алгоритм, который анализировал огромные массивы классических и поп-произведений и создавал на их основе собственную музыку.
В июле этого года швейцарские учёные создали новый компьютерный алгоритм под названием DAC, который, как утверждается, способен сгенерировать абсолютно новую мелодию практически в любом музыкальном жанре. Работа DAC также строится на умении искусственного интеллекта обучаться, «слушая» музыку.
Вы скажете: окей, возможно, робот и может сочинить хитовую мелодию, но как же свинг, драйв? Разве машины способны на это? О да! Даже самые простые программы умеют подражать человеку. Например, в барабанном сэмплере Native Instruments Battery есть целая секция «humanize», с помощью которой можно придать драм-машине более человечное звучание: скажем, сделать так, чтобы удары разнились по силе или на доли секунды отставали от ритма, создавая ощущение, что играет живой, неидеальный человек.
Но можно ли считать машину подлинным автором музыки? Американский джазовый музыкант Пат Мэтини (соратник упомянутого выше Эрика Сингера) говорит, что не думает о сочинённой машинами музыке, как о чём-то, что сделал компьютер, — скорее, компьютер выступает в качестве ассистента, а произведение всё-таки нужно считать детищем того, кто создал робота и написал программу. В этом есть смысл, ведь музыка — в каком-то смысле математика, соблюдение определённых алгоритмов и правил, но если некий человек строит робота-музыканта, то именно он определяет, какими быть алгоритмам и, соответственно, результату.
Поводы для критики дают и люди, паразитирующие на такого рода программах, как уже упоминавшаяся Battery. Подобный софт открыл дверь в музыку для псевдомузыкантов, которые не играют на инструментах, не пишут программы, не синтезируют звуки. Согласитесь, соблазн прийти на всё готовенькое и провозгласить себя творческой личностью велик. Всё ведь просто: ты выбираешь кем-то созданный до тебя звук (ну можно покрутить разные ручки для виду), включаешь арпеджиатор (это когда программа превращает одну ноту в последовательность), просишь машину придумать тебе мелодию по заданным параметрам, выбираешь паттерны — и шедевр готов.
Будущее туманно
Итак, мы разобрались с тем, что искусственный интеллект может подражать человеку в воспроизведении музыки и даже творить. Но сможет ли он в будущем полноценно заменить диджея, гитариста, дирижёра? Этот вопрос касается уже такой штуки, как эмоциональный интеллект, который раньше наивно было принято считать качеством исключительно человеческим.
Если коротко: современные учёные ставят перед собой задачу научить роботов не чувствовать, но распознавать чувства людей. В этом и заключается эмоциональный интеллект. Такие машины уже используются в сфере работы с потребителями: например, дружелюбный гуманоид SoftBank Pepper вовсю общается с клиентами некоторых магазинов в Японии. Если робот с высоким эмоциональным интеллектом может понимать и копировать эмоции людей, то он наверняка сможет играть на инструменте, как говорится, с чувством и заводить толпу на концерте не хуже любой звезды.
И хотя создатели алгоритмов вроде DAC утверждают, что их продукты — это лишь помощь музыкантам и источник для вдохновения, похоже, искусственный интеллект уже наступает творческим людям на пятки. Такие корпорации, как Sony и Google, вкладывают деньги в нейросети и роботов-музыкантов, искусственным интеллектом вплотную занимается хай-тек подразделение лондонской студии Abbey Road — есть вероятность, что созданную компьютером музыку скоро нельзя будет отличить от написанной человеком.
Фотография: ABB
Источник: https://storia.me/ru/@kristina.kirsten/nauka-i-tekhnologii-3hnlal/novaya-umnaya-kurtka-levi-4iqgzp