В прошлом продвижение сайтов производилось почти исключительно методиками технического SEO. Сегодня специалисты в сфере поискового маркетинга все чаще говорят о поведенческих факторах и привлечении психологической науки к задачам раскрутки и развития цифрового бизнеса.
Люди называют себя Homo Sapiens и это подразумевает, что человек анализирует данные и действует на основании рациональных рассуждений. В реальности потребительского поведения все происходит на 99% в режиме высокоскоростного автоматического реагирования.
· Примерно как на войне – сначала стреляешь, а потом выясняешь, что это было.
· Однако что хорошо в боевых условиях, в обычной жизни приводит к многочисленным заблуждениям и ошибкам.
Маркетинг – достаточно циничная сфера деятельности, где, как на войне, хорошо все, что приводит к обретению преимуществ над конкурентами.
Психология на службе SEO
Давайте вспомним из личного опыта – как на практике происходит поиск ответов на вопросы в поисковых системах.
· Второпях кое-как формулируется поисковый запрос и с нетерпение ожидает вывод результатов.
· На сканирование ТОП10 уходит не более минуты времени.
· Переходы на остальные страницы результатов поиска совершают едва ли 10% пользователей и то, только если выдача на первой странице окажется совсем уже “ни о чем”.
Далее, на сайте, пользователю требуется всего несколько секунд, чтобы понять – если ли здесь ответ на вопрос.
Похоже на гонки с препятствиями, когда на рациональный анализ не отводится совсем никакого времени, а побеждает гонщик, имеющий лучшие отработанные навыки реагирования без раздумий.
Привычное реагирование основано на том, что “если это похоже на лошадь, то это и есть лошадь”. Точно так действуют и пользователи интернета, реагирование на результаты поиска основано на сходстве.
· Если сниппет похож на ответ на поисковый запрос – то пользователь кликает по ссылке и переходит на сайт.
Таким образом, с точки зрения психологии, продвижение сайта зависит от того, насколько сниппеты веб-страниц похожи на ожидаемый пользователям результат.
· Когда человек ищет лошадь, сниппет должен быть максимально похож на лошадь.
Следует вспомнить еще одну особенность человеческого восприятия – визуальная информация обрабатывается в 60 раз быстрее текстовой.
· Если пользователь видит два сниппета, один с изображение лошади, а другой – с текстовым описанием животного, то в первую очередь сознание обработает рисунок и преимущество в ранжировании получит сайт, позаботившийся, чтобы в сниппетах показывались рисунки искомых объектов.
Если нет возможности добавить рисунок в сниппет, можно использовать другое типичное реагирование. Человек всегда в первую очередь уделяет внимание объектам ярко-красного цвета.
· Достаточно сделать фавикон сайта в ярко-красном цвете, чтобы получить прибавку в кликабельности сниппета.
Про красный фавикон полезно подумать еще тогда, когда создание сайтов находится на начальном этапе.
Психологи от маркетинга выявили большое число когнитивных заблуждений, а сегодня эти возможности активно тестируются в приложении к SEO и цифровой коммерции.
В частности, достаточно просто эксплуатируются в сфере e-commerce такие психологические биасы, как эффект гало, “следуй за лидером”, крауд-маркетинг.
· Люди склонны расширять одно положительное качество на весь объект целиком.
· Если лидер социального сообщества что-то хвалит или чем-то пользуется, то это хорошая вещь и для меня.
· “Все купили и мне нужно”.
Продвижение сайтов в Москве представляет собой чрезвычайно сложную задачу, в которой даже малешенькие дополнительные преимущества способны обеспечить успех в конкурной борьбе.