Найти в Дзене
Артхив

Как прерафаэлиты помешались на выпуклом зеркале ван Эйка

Показываем работы британских художников викторианской эпохи, вдохновленные знаменитой картиной «Портрет четы Арнольфини» Яна ван Эйка.

Ян ван Эйк, «Портрет четы Арнольфини», 1434
Ян ван Эйк, «Портрет четы Арнольфини», 1434
-2

«Портрет четы Арнольфини» Национальная галерея в Лондоне приобрела в 1842 году, когда с момента её основания исполнилось лишь 18 лет. Картина сразу покорила викторианскую аудиторию как редкий пример ранней голландской живописи в английской коллекции.

В 1848 году несколько молодых художников-студентов, обескураженные академическим подходом к живописи и обучению в Королевской академии художеств, создали Братство прерафаэлитов. Название отражало их интерес к искусству позднего Средневековья и раннего Ренессанса — того, что появилось «до Рафаэля».

«Это самая лучшая картина в мире», — сказал в 1897 году живописец Эдвард Бёрн-Джонс о «Портрете четы Арнольфини».
Джон Эверетт Милле, «Мариана», 1851
Джон Эверетт Милле, «Мариана», 1851
Данте Габриэль Россетти, «Юность Девы Марии», 1848/9
Данте Габриэль Россетти, «Юность Девы Марии», 1848/9

Уильям Холман Хант, Джон Эверетт Милле и Данте Габриэль Россетти были очарованы «Портретом четы Арнольфини», который висел в том же здании, где они учились. Утончённая техника и использование зеркала настолько восхитили художников, что критики окрестили прерафаэлитов «преванэйковцами», подчёркивая влияние картины на их искусство и видение.

Уильям Холман Хант, «Пробудившийся стыд», 1853
Уильям Холман Хант, «Пробудившийся стыд», 1853

Прерафаэлиты интерпретировали выпуклое зеркало не только как искажающее, умножающее и отражающее приспособление, но и как способ передать сложную психологическую драму. На картине Ханта «Пробудившийся стыд» изображена женщина и её любовник. Здесь в зеркале отражается вид из окна, куда смотрит героиня — своеобразный намёк на то, что она может искупить свою постыдную жизнь.

Члены Братства часто помещали своих героинь в интерьеры с зеркалами.

Данте Габриэль Россетти. Лукреция Борджиа, 1861
Данте Габриэль Россетти. Лукреция Борджиа, 1861
Уильям Холман Хант. Сладкое ничегонеделание, 1866
Уильям Холман Хант. Сладкое ничегонеделание, 1866

Легенда о «Леди из Шалота», входящая в цикл о короле Артуре, также занимала воображение прерафаэлитов. Они часто изображали волшебницу, которая из-за проклятия могла наблюдать за внешним миром лишь через зеркало.

Уильям Холман Хант. Волшебница Шалот, 1905
Уильям Холман Хант. Волшебница Шалот, 1905

К 1860-м годам первоначальное Братство прерафаэлитов распалось, и каждый художник пошёл своим путём. Но выпуклое зеркало ван Эйка стало важным источником вдохновения для их последователей — Уильяма Орпена, Марка Гертлера и Чарльза Шеннона.

Уильям Орпен, «Зеркало», 1900
Уильям Орпен, «Зеркало», 1900
Марк Гертлер, «Натюрморт с автопортретом»
Марк Гертлер, «Натюрморт с автопортретом»

Оригинал статьи был размещён по адресу artchive.ru

Подписывайтесь на канал!

Артхив в Телеграме