1. Человек всегда стремится быть последовательным
Мы проявляем последовательность, даже если это противоречит логике или если обстоятельства изменились. К примеру, согласно исследованиям, люди, только что сделавшие ставку на какую-то лошадь на скачках, начинают оценивать ее шансы на победу значительно выше, чем до того, как они поставили на нее деньги. То же справедливо на выборах. Кандидат, за которого вы только что проголосовали, выглядит в ваших глазах более успешным, чем до голосования.
2. Сопротивляться вначале гораздо легче, чем в конце
Гораздо легче заставить человека сделать что-либо, постепенно вовлекая в процесс, чем сразу сообщив все условия. Пример со студентами: одну группа студентов попросили прийти для прохождения добровольного тестирования рано утром, и большая ее часть отказалась; в группе, которой сначала предложили пройти тестирование в удобное время, а потом перенесли тестирование на раннее время, практически не было отказавшихся (это также связано с принципом последовательности п.1). То есть психология такова, что, согласившись однажды, люди склонны вести себя последовательно в ущерб собственному комфорту.
Читайте также: Гениальные уловки маркетологов
Данной особенностью часто пользуются продавцы, в частности, автосалоны, которые зачастую серьезно завышают итоговую стоимость автомобиля уже после того, как покупатель принял решение о покупке недорогой версии машины. Но проще всего столкнуться с использованием этого психологического факта в обычных магазинах, где после покупки чего-то дорогого, например, шубы, вам предложат купить в добавок менее дорогую вещь, допустим, сумку, и вы с вероятностью в 7 раз выше, чем до покупки шубы, согласитесь ее приобрести, даже если она вам не очень нужна.
3. Вы действуете в соответствии с тем, каким себя считаете
Согласно эксперименту, проведенному в ряде коммерческих компаний, люди, которых начальство начинало хвалить за креативность и умение найти нестандартный подход, начинали проявлять себя как творческие и смелые сотрудники со свежим взглядом на вещи, в то время как до похвалы они в действительности не отличались креативностью.
4. Вы более честны и ответственны, чем вам кажется
Все люди на самом деле хотят быть благодарными. Вы подсознательно чувствуете себя обязанным тому, кто сделал для вас что-то, пускай даже не очень нужное для вас. Яркий пример тому — кришнаиты, дела которых в США в одно время пошли в гору благодаря одной простой хитрости — при сборе пожертвований они сначала дарили прохожему розу, а потом просили о подаянии. Большинство людей, хоть и не охотно принимали дар и делали пожертвования, но все же делали: секта в одночасье разрослась до ужасающих размеров.
Другой интересный пример: продавец пончиков. Один предприимчивый господин основал торговлю пончиками на честности покупателей: каждое утро он развозил по офисным зданиям коробку с пончиками и писал цену. Ничего особенного — с одной поправкой: продавца рядом не было, пончики просто лежали и ждали покупателей, а в конце дня хозяин приезжал и собирал выручку. Интересно, что оплата пончиков составляла около 98%, т.е.только около 2% людей не оплачивали свои покупки, в то время как гораздо больше денег владельцу бизнеса удавалось экономить на продавцах.
5. Авторитет другого человека значит для вас больше, чем здравый смысл
Практика показывает, что люди не склонны проверять данные, которые звучат из уст якобы авторитетного человека и слепо доверяют всему, что он говорит. Эксперимент с медсестрами: на пульт дежурной медсестры поступает звонок от якобы врача с неизвестной фамилией, который просит сделать инъекцию опасного препарата одному из пациентов, и большинство прошедших испытание медсестер соглашается это сделать. Эксперимент вовремя останавливается, иначе пациент получил бы смертельную дозу препарата, который не только не соответствует его диагнозу, но и должен получаться лично врачом. Еще один печальный пример этого принципа — крушение самолета и инвалидность пилота. Помощник главного пилота неправильно расценил его жест и, зная, что дальнейшие действия приведут к крушению, выпустил шасси самолета в неподходящий момент вопреки здравому смыслу и собственному опыту.