Сергей Пигарев
Можно стоять у людей за спиной и подгонять. А можно создать условия, в которых они сами работают лучше. Второй способ – надежнее!
Каждый собственник бизнеса хочет, чтобы сотрудники работали как пчелки, не болели, не брали отпуск, не ходили на обед, и при этом были довольны своей работой, трудились с огромным энтузиазмом, просто излучая мотивацию и креатив. Конечно, идеала достичь сложно, и в то же время повысить продуктивность сотрудников можно при помощи достаточно простых методов, которые либо не будут стоить ни копейки, либо окупятся в короткие сроки.
1. Минимизировать количество поводов, отвлекающих от работы
Это первое, что необходимо сделать. Нам всем хорошо известны ситуации, когда только сел работать, настроился и тут телефонный звонок или пришедшее по электронной почте письмо отвлекает, заставляет переключиться на ответ коллеге, клиенту или поставщику. В то же время для выполнения сложной работы (написание отчета, создание презентации) необходимо максимально сосредоточиться и потратить достаточно много времени.
Почему теряет продуктивность сотрудник, который постоянно на что-то отвлекается? Дело в том, что наш мозг выходит на максимальную производительность не сразу. Когда вы садитесь работать, например, над отчетом, первые несколько минут ваш мозг работает вполсилы. Далее продуктивность возрастает и находится на максимальном уровне 40-45 минут. Если вы отвлеклись, мозговую настройку придется выполнить заново, а время выполнения задачи возрастет. Как же исключить столь вредные отвлечения? Есть несколько направлений, по которым нужно провести работу:
Звонки по телефону должны делаться только для решения действительно важных и срочных задач. Каждый сотрудник компании должен знать, что, позвонив по телефону, он, возможно отвлечет коллегу и тем самым «украдет» у него время. Итак, первое правило: вводим запрет на телефонные звонки коллегам. Только важные и одновременно срочные дела могут стать поводом для звонка.
Необходимо ввести правила работы с электронной почтой: просмотр входящих сообщений проводить два раза в день, утром, например, с 9.00 до 9.30 и после обеда с 14.00 до 14.30. Оповещения о входящих письмах должны быть отключены.
Ввести запрет на разговоры по мобильному телефону по личным вопросам в кабинете. Соответственно в рабочее время мобильные должны быть переведены на беззвучный режим.
2. Создать условия для нормального отдыха
Недосып и недостаточный отдых – одни из основных источников низкой продуктивности сотрудников. Человек, который не высыпается и нормально не отдыхает, работает на уровне значительно ниже максимально возможного. Такому сотруднику сложно сосредоточиться, он допускает больше ошибок, гораздо дольше и менее качественно выполняет задания. При хроническом недосыпе и значительных переработках сотрудники чаще болеют, а вероятность увольнения возрастает многократно. Конечно, нельзя заставить сотрудников спать хотя бы по семь часов и качественно отдыхать, однако некоторые возможности у руководителя все-таки есть.
При прочих равных условиях график работы с 10 до 19 часов является приоритетным. Во-первых, можно подольше поспать. Во-вторых, этот график позволяет сократить время в пути до работы за счет меньших пробок на дорогах как утром, так и вечером, и повысить комфорт сотрудников, добирающихся общественным транспортом. После 9 часов утром и после 19 вечером в метро и наземном транспорте гораздо меньше народу.
Также достаточно хорошие результаты показывают эксперименты, когда один день в неделю или две недели сотрудникам разрешается работать дома. Такая практика снижает уровень усталости, позволяет отдохнуть от утренних сборов на работу, сэкономить время, уходящее на поездку до офиса и обратно, а также дает возможность поработать над приоритетными задачами, не отвлекаясь на общение с коллегами.
Для того, чтобы сотрудник мог после работы переключиться на общение с семьей, друзьями и дела, не связанные с работой, необходимо исключить практику звонков сотрудникам по делам после окончания рабочего дня, в выходные и во время отпуска. Также не следует присылать подчиненным важные и объемные задачи в конце рабочего дня: пусть они не думают до полуночи о «слоне», который свалился на голову за минуту до ухода с работы.
3. Культивировать здоровый образ жизни
Хорошее самочувствие дает человеку больше энергии. Здоровый сотрудник более креативен, мотивирован, позитивен и создает положительный эмоциональный фон в коллективе. Такой сотрудник не уходит на больничный, быстрее справляется с поставленными задачами и более позитивно реагирует на сложности и неприятности на работе. Поэтому здоровый образ жизни и занятия спортом должны культивироваться в корпоративной культуре.
Как правило, 70-80% рабочего времени мы сидим на стуле перед монитором почти в неподвижном состоянии. Поэтому нам так необходима физическая нагрузка на протяжение рабочего дня. В идеале упражнения следует выполнять после каждых двух часов сидения перед монитором. Причем лучше ввести практику коллективных занятий. Проведение производственной гимнастики практикуют многие иностранные компании. Простой комплекс упражнений на растяжку и общефизическую подготовку позволяет повысить уровень энергии у сотрудников, улучшить кровообращение, напитать организм кислородом. Немаловажным является и отдых глаз от монитора.