Комментарий депутата Государственной Думы, члена фракции «Единая Россия» Сергея Боярского относительно законопроекта «О внесении изменения в статью 10-1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в части уточнения обязанностей организатора распространения информации в сети.
Концепция законопроекта в целом была поддержана Правительством Российской Федерации и ответственным комитетом, предложившем при этом доработать текст до его рассмотрения в первом чтении.
Тем не менее, авторами было принято решение не вносить изменения в текущий проект закона. Полагаем, что необходимые корректировки, а они действительно нужны, могут быть внесены в качестве поправок ко второму чтению, чтобы весь депутатский корпус смог принять участие в его доработке.
Соцсети способны безнаказанно распространять с высочайшей скоростью любую информацию, особенно вредоносную, противоправную, поэтому государство должно предпринимать все меры для регулирования цифрового пространства. В этом смысле одной из незарегулированных сфер можно назвать значительное влияние социальных сетей на распространение такого явления, как криминализация подростковой среды.
При разработке законопроекта авторы опирались на опыт германского парламентаризма. «Закон о сетевом правопорядке» был принят Бундестагом после проведения значительной предварительной работы. Результаты двухлетней деятельности целевой рабочей группы с представителями социальных сетей и экспертного сообщества с привлечением, в том числе, лингвистов и юристов показали, что действия администраторов соцсетей по обработке противоправного контента недостаточны.
Законопроект прагматичен в мотивирующей части касаемо объемов штрафов. Понимая, что российская судебная и законодательная системы отличны от немецкой, считаем возможным перенять концепцию законопроекта, принятого парламентом ФРГ, для его дальнейшей адаптации к реалиям российской законодательной традиции и правоприменительной практики.
Необходимо выстроить работающий механизм удаления и блокирования противоправного контента, который невозможно использовать в качестве злоупотребления. Одним из вариантов решения может быть рассмотрено удаление/блокировка контента в качестве обеспечительной меры в досудебном порядке, в противном случае смысл оперативности реакции теряется.
Считаем также целесообразным уравнять в правах и обязанностях представителей российского и иностранного бизнеса, поскольку многие зарубежные компании (такие как Facebook, Twitter и т.д.) не имеют представительства в Российской Федерации. Законодательно мы уже обеспечили налоговые отчисления, и, исходя из того, что компании имеют достаточно большую российскую аудиторию, мы рассчитываем на их социальную ответственность в вопросе обеспечения безопасности пользователей.
Приветствуем тот опыт, который наработан администрациями большинства соцсетей, однако, считаем, что удаление или блокирование противоправного контента, нарушающего законодательство Российской Федерации, должно происходить в обязательном порядке. В связи с этим, надеемся на конструктивное взаимодействие с представителями отрасли и непосредственно социальных сетей для работы над механизмом, который позволит эффективнее обрабатывать жалобы пользователей в упомянутом контексте.
Исходим из того, что большинство пользователей – добропорядочные люди, которые никак не ощутят на себе действие этого закона до того момента, прока не захотят защитить свои права. Дополнительно отметим, штрафы за невыполнение требований законопроекта пользователей социальных сетей не коснутся.