Делать деньги на чужих увлечениях, не сталкиваясь при этом с рутиной. Работать руками над проектами, каждый из которых уникален. Владельцам единственного в Екатеринбурге производства бутафории для фанатов блокбастеров, фэнтези и компьютерных игр удалось основать дело мечты.
Типовая промзона на Уралмаше. Старые кирпичные здания, самодельный шлагбаум в виде перетянутой между двумя колышками веревки. Фуры ездят друг за другом туда-сюда, кто-то что-то из них выгружает, кто-то, наоборот, загружает. Среди этой промышленной идиллии, на самом верхнем этаже одного из хозяйственных корпусов, работает практически мастерская Деда Мороза: там пилят, режут, шьют и клеят серьезные игрушки для детей и взрослых.
У порога «Мануфактуры» меня встречает один из ее учредителей — Дмитрий Кощеев, мы проходим внутрь. В помещении девушка за столом усердно наклеивает на перчатки когти и сухожилия, то и дело сверяя то, что у нее получается, с картинкой на мониторе, и абсолютно не обращает на нас никакого внимания — вся в процессе.
— Интересная у вас работа.
— И любимая, — говорит совладелец фабрики по изготовлению костюмов, декораций и реквизита Андрей Лекомцев.
— Началось все в 2013 году, — продолжает Андрей. — Мы с Дмитрием увлекались страйкболом, познакомились однажды на полигоне и разговорились.
— Выяснилось, что оба просто обожаем что-то мастерить, конструировать… Решили попробовать открыть свое дело, — вспоминает Дмитрий. — У нас было шапочное знакомство с какими-то косплеерами, взяли несколько заказов на изготовление костюмов — и стартанули. Начали на голом энтузиазме. Из инструментов — только руки! И начался какой-то бум маленьких домашних мастерских, где делали костюмы косплеерам точно такие же ребята, как мы. Конкуренция началась страшная. Поэтому, чтобы как-то выплыть, мы решили, что пора выходить на новый уровень: вкладывать в бизнес деньги, закупать станки, искать людей.
— Мы не начальники и подчиненные, мы — команда, — говорит Андрей. — У нас все решения принимаются сообща! Мы с Дмитрием в процессе постоянно участвуем, это сейчас, специально для вас, переоделись в чистое, а так мы вместе со всеми ходим клеем и краской измазанные.
Дело развивается и уже приносит деньги, но с основной своей работой по найму ребята прощаться не спешат.
— Я по профессии инженер-конструктор тяжелого машиностроения. Дмитрий трудится в банковской сфере. Как успеваем? Да так получается: днем на работе, вечером сюда бежим. Шутим даже: «Наконец-то выходной, можно спокойно покрафтить».
Как такового прайс-листа у мануфактуры нет: стоимость рассчитывается индивидуально, исходя из целого ряда факторов.
— Ну вот, например, во сколько мне обойдется, скажем, костюм Дарта Вейдера?
— Зависит от того, насколько точным он должен быть: можно сделать вариант попроще и подешевле, а можно со всеми фитюльками, но это, понятное дело, будет стоить дорого — тысяч от 40-60. Детский — подешевле, на него материалов меньше уйдет. Мы очень подробно изучаем каждую деталь, думаем, как их повторить, из чего, чем вырезать… Это очень затратный по времени и силам процесс.
— Насколько затратный?
— Ну вот, например, делали мы пистолет, у которого рабочая часть поворачивается на 90 градусов, и из нее светят лазеры. Разработка и изготовление конструкции с корпусом заняла около полугода. Человек заплатил за эту игрушку 560 долларов.
— А кто ваши клиенты? Зачем людям костюм героя компьютерной игры за 70 тысяч или такой дорогой пистолет?
— Ну это фанаты! Вот любит человек ту или иную игрушку, и хочется ему у себя на полочке дома иметь какой-то ее элемент. А если он еще и функционировать будет — так это вообще круто! Косплееров много тоже. Но для них вложения в костюмы и атрибутику — скорее инвестиция, они же на фестивали ездят, а там есть хорошие денежные призы. Еще наши постоянные клиенты — театры, ночные клубы и фотостудии. Они заказывают декорации, реквизит… Но, конечно, наша мечта — пробиться в киноиндустрию. Сделать декорации для какого-нибудь фантастического блокбастера было бы здорово!
— Что-то типа «Звездных войн»?
— Ну почему, «Звездные войны» уже Лукас снял, нам бы что-нибудь поинтереснее. К нам киношники приходят часто, но в основном это начинающие студии, у которых нет денег и зачастую нормальных идей тоже нет, к сожалению. Говорят: «Мы снимем крутой фильм, вам будет отличная реклама, сделайте нам что-нибудь бесплатно». А начинаем обсуждать, изучать — и выясняется, что задумка неперспективная.
— Что заказывают чаще всего?
— Выходит какая-то крутая заграничная игрушка — и сразу растет популярность костюмов ее персонажей. То же самое мультиками - в свое время у нас был просто бум заказов на крылышки фей. Потом наступило затишье, сейчас они снова потихоньку набирают обороты.
— Какой заказ был самым необычным?
— У нас все заказы необычные. За четыре года работы мы выполнили около 600 уникальных, то есть не повторяющихся, проектов. Что-то конкретное из них выделить сложно. Мы и руки трупов делали, и оторванные головы, но это все уже становится делом обыденным — это же наша работа.
— Приходится кому-то отказывать?
— Мы однозначно не делаем настоящее оружие — ни огнестрельное, ни холодное, а такие заказы периодически поступают. Недавно, например, был запрос. В одной игре у персонажа из запястья выскакивает выдвижной клинок. Вот парень хотел, чтобы мы ему такой клинок сделали из оружейной стали. А это, вообще-то, уголовно наказуемое деяние.
По словам Андрея и Дмитрия, еще одной причиной отказа от проекта может стать его нерентабельность.
— Хочет человек какую-нибудь брошечку себе, брелочек или накладку на автомобиль. Мы считаем, а на нее столько усилий надо потратить, цена получается такой, что человек столько платить не готов. Но тут есть выход: если делать тиражку — получается дешевле, и все довольны. Например, был у нас заказчик на кулон в виде волчьей головы из «Ведьмака». Один экземпляр делать было невыгодно. Мы пустили клич в соцсетях, мол, кто еще хочет — так куча желающих нашлось!
— Смотрите, это наша гордость! — Мы заходим в небольшую каморку, где стоит станок довольно внушительных размеров. — Это у нас самый важный агрегат: и лазер, и ЧПУ. Помню, когда покупали его, долго думали, совещались. Хотели такую машину, чтобы все за нас делала, а мы на диване сидели. В итоге работать пришлось еще больше: денег не хватило, мы залезли в кредиты, которые пришлось, конечно, отдавать.
Фанатов-косплееров среди сотрудников немало, но в основном надолго они не задерживаются: им интереснее делать костюмы для себя, а не на заказ. Многие находят такую интересную и необычную работу совершенно случайно.
— Я пошел на один косплей-фестиваль ради интереса, — рассказывает Константин Никулин, который трудится в покрасочном цехе мануфактуры уже второй год. — Вообще понятия не имел, что это такое. И там увидел стенд ребят, подумал: ну ни фига себе, что люди делают! Я сам с детства что-то мастерил, ну и позвонил им, спросил, не требуются ли мастера. Они говорят: приходи. Я и пришел. Сначала приезжал после работы (я тогда продажами занимался), по выходным, потом понял, что в офисе я постоянно думаю о мануфактуре, хочу убежать поскорее, чтобы любимым делом заняться. Так, собственно, это и стало моим основным занятием. Наконец я себя нашел.
Дмитрий и Андрей ведут меня дальше: «Это наш основной цех. Здесь грязное производство».
Посередине «грязного» цеха стоит большой стол, на котором лежит полусобранный агрегат, куча деталек и инструментов. За столом сидит мужчина и обтачивает какой-то цилиндрик.
— Это пушка одного персонажа из игры. С ней девушка будет ходить.
— А она ее поднимет?
— Конечно. И вы ее поднимете, пойдемте! — Дмитрий одной рукой поднимает эту махину и вручает мне. — Видите, я же говорю. У нас все подобные штуки делаются из одного материала, чтобы внешне казалось, что все настоящее, а вес изделия при этом был минимальным.
— А вот тут доспехи, из «Звездных войн» как раз. Вот это на голень будет надеваться, здесь крепления, конечно, еще нужны, — Дмитрий на пальцах пытается мне объяснить, как костюм будет выглядеть в конечном варианте.
— А поварешки вам зачем?
— Это мы сферы делаем. Очень удобно! Горячий лист надеваем на форму — и готово. Вообще очень много подручных средств используем. Знаете, например, какое высокотехнологичное средство необходимо для печати в 3Д-принтерах? Лак для волос. Или вот разбавители для аэрографов — бешеных денег стоят, но их легко может заменить простая бутылка водки.
Экскурсия подходит к концу. Мы заканчиваем ее в «чистом» цехе. Две девочки сидят у мониторов, одна лепит часть человеческого скелета, вторая чертит линии на дощечке. Кругом творческий беспорядок: на полках в понятной только обитателям мануфактуры логике расставлены чьи-то ноги, головы, нагрудники, тут и там лежит оружие всех размеров, баллончики с краской...
— Представляете, когда мы сюда переехали, тут были просто бетонные стены, всё до последнего гвоздя мы своими руками сделали, — замечает Дмитрий. — Жаль только, года через три, наверное, придется отсюда съезжать. Здание запланировано к сносу.
— Подыскиваете новое помещение?
— Пока нет. Думаем, вдруг нас Голливуд приберет — и тогда мы всем составом поедем Америку покорять.