Найти тему
66.RU

«Оторванные головы — наша работа»: рукастые парни открыли на Уралмаше фабрику игрушек для взрослых

Делать деньги на чужих увлечениях, не сталкиваясь при этом с рутиной. Работать руками над проектами, каждый из которых уникален. Владельцам единственного в Екатеринбурге производства бутафории для фанатов блокбастеров, фэнтези и компьютерных игр удалось основать дело мечты.

Типовая промзона на Уралмаше. Старые кирпичные здания, самодельный шлагбаум в виде перетянутой между двумя колышками веревки. Фуры ездят друг за другом туда-сюда, кто-то что-то из них выгружает, кто-то, наоборот, загружает. Среди этой промышленной идиллии, на самом верхнем этаже одного из хозяйственных корпусов, работает практически мастерская Деда Мороза: там пилят, режут, шьют и клеят серьезные игрушки для детей и взрослых.

У порога «Мануфактуры» меня встречает один из ее учредителей — Дмитрий Кощеев, мы проходим внутрь. В помещении девушка за столом усердно наклеивает на перчатки когти и сухожилия, то и дело сверяя то, что у нее получается, с картинкой на мониторе, и абсолютно не обращает на нас никакого внимания — вся в процессе.

— Интересная у вас работа.

— И любимая, — говорит совладелец фабрики по изготовлению костюмов, декораций и реквизита Андрей Лекомцев.

— Началось все в 2013 году, — продолжает Андрей. — Мы с Дмитрием увлекались страйкболом, познакомились однажды на полигоне и разговорились.

— Выяснилось, что оба просто обожаем что-то мастерить, конструировать… Решили попробовать открыть свое дело, — вспоминает Дмитрий. — У нас было шапочное знакомство с какими-то косплеерами, взяли несколько заказов на изготовление костюмов — и стартанули. Начали на голом энтузиазме. Из инструментов — только руки! И начался какой-то бум маленьких домашних мастерских, где делали костюмы косплеерам точно такие же ребята, как мы. Конкуренция началась страшная. Поэтому, чтобы как-то выплыть, мы решили, что пора выходить на новый уровень: вкладывать в бизнес деньги, закупать станки, искать людей.

Бизнес начался с подвала. Сегодня мануфактура размещается уже на 70 квадратных метрах (это не считая склада), здесь трудятся десять человек - в основном это энтузиасты-помощники, увлеченные темой производства бутафории и реквизита.
Бизнес начался с подвала. Сегодня мануфактура размещается уже на 70 квадратных метрах (это не считая склада), здесь трудятся десять человек - в основном это энтузиасты-помощники, увлеченные темой производства бутафории и реквизита.

— Мы не начальники и подчиненные, мы — команда, — говорит Андрей. — У нас все решения принимаются сообща! Мы с Дмитрием в процессе постоянно участвуем, это сейчас, специально для вас, переоделись в чистое, а так мы вместе со всеми ходим клеем и краской измазанные.

Дело развивается и уже приносит деньги, но с основной своей работой по найму ребята прощаться не спешат.

— Я по профессии инженер-конструктор тяжелого машиностроения. Дмитрий трудится в банковской сфере. Как успеваем? Да так получается: днем на работе, вечером сюда бежим. Шутим даже: «Наконец-то выходной, можно спокойно покрафтить».

Как такового прайс-листа у мануфактуры нет: стоимость рассчитывается индивидуально, исходя из целого ряда факторов.

«Большинство наших клиентов четко знают, что им нужно, но бывают и такие, которые говорят: «Сделайте нам красиво». Тогда приходится креативить, выдумывать что-то, пробовать».
«Большинство наших клиентов четко знают, что им нужно, но бывают и такие, которые говорят: «Сделайте нам красиво». Тогда приходится креативить, выдумывать что-то, пробовать».

— Ну вот, например, во сколько мне обойдется, скажем, костюм Дарта Вейдера?

— Зависит от того, насколько точным он должен быть: можно сделать вариант попроще и подешевле, а можно со всеми фитюльками, но это, понятное дело, будет стоить дорого — тысяч от 40-60. Детский — подешевле, на него материалов меньше уйдет. Мы очень подробно изучаем каждую деталь, думаем, как их повторить, из чего, чем вырезать… Это очень затратный по времени и силам процесс.

— Насколько затратный?

— Ну вот, например, делали мы пистолет, у которого рабочая часть поворачивается на 90 градусов, и из нее светят лазеры. Разработка и изготовление конструкции с корпусом заняла около полугода. Человек заплатил за эту игрушку 560 долларов.

— А кто ваши клиенты? Зачем людям костюм героя компьютерной игры за 70 тысяч или такой дорогой пистолет?

— Ну это фанаты! Вот любит человек ту или иную игрушку, и хочется ему у себя на полочке дома иметь какой-то ее элемент. А если он еще и функционировать будет — так это вообще круто! Косплееров много тоже. Но для них вложения в костюмы и атрибутику — скорее инвестиция, они же на фестивали ездят, а там есть хорошие денежные призы. Еще наши постоянные клиенты — театры, ночные клубы и фотостудии. Они заказывают декорации, реквизит… Но, конечно, наша мечта — пробиться в киноиндустрию. Сделать декорации для какого-нибудь фантастического блокбастера было бы здорово!

— Что-то типа «Звездных войн»?

— Ну почему, «Звездные войны» уже Лукас снял, нам бы что-нибудь поинтереснее. К нам киношники приходят часто, но в основном это начинающие студии, у которых нет денег и зачастую нормальных идей тоже нет, к сожалению. Говорят: «Мы снимем крутой фильм, вам будет отличная реклама, сделайте нам что-нибудь бесплатно». А начинаем обсуждать, изучать — и выясняется, что задумка неперспективная.

Клиенты мануфактуры — не только из Екатеринбурга. Заказчики звонят со всей России, даже больше — сегодня в мастерской делают пушки, мечи и доспехи для жителей США, Японии, Дании, Швеции, Италии и Германии. Иностранные косплей-производители, конечно, тоже существуют, но в России производство обходится дешевле.
Клиенты мануфактуры — не только из Екатеринбурга. Заказчики звонят со всей России, даже больше — сегодня в мастерской делают пушки, мечи и доспехи для жителей США, Японии, Дании, Швеции, Италии и Германии. Иностранные косплей-производители, конечно, тоже существуют, но в России производство обходится дешевле.

— Что заказывают чаще всего?

— Выходит какая-то крутая заграничная игрушка — и сразу растет популярность костюмов ее персонажей. То же самое мультиками - в свое время у нас был просто бум заказов на крылышки фей. Потом наступило затишье, сейчас они снова потихоньку набирают обороты.

— Какой заказ был самым необычным?

— У нас все заказы необычные. За четыре года работы мы выполнили около 600 уникальных, то есть не повторяющихся, проектов. Что-то конкретное из них выделить сложно. Мы и руки трупов делали, и оторванные головы, но это все уже становится делом обыденным — это же наша работа.

На полках мануфактуры человеческие черепа мирно соседствуют с головой неведомого инопланетного чудища.
На полках мануфактуры человеческие черепа мирно соседствуют с головой неведомого инопланетного чудища.

— Приходится кому-то отказывать?

— Мы однозначно не делаем настоящее оружие — ни огнестрельное, ни холодное, а такие заказы периодически поступают. Недавно, например, был запрос. В одной игре у персонажа из запястья выскакивает выдвижной клинок. Вот парень хотел, чтобы мы ему такой клинок сделали из оружейной стали. А это, вообще-то, уголовно наказуемое деяние.

По словам Андрея и Дмитрия, еще одной причиной отказа от проекта может стать его нерентабельность.

— Хочет человек какую-нибудь брошечку себе, брелочек или накладку на автомобиль. Мы считаем, а на нее столько усилий надо потратить, цена получается такой, что человек столько платить не готов. Но тут есть выход: если делать тиражку — получается дешевле, и все довольны. Например, был у нас заказчик на кулон в виде волчьей головы из «Ведьмака». Один экземпляр делать было невыгодно. Мы пустили клич в соцсетях, мол, кто еще хочет — так куча желающих нашлось!

«А вот здесь в 3D-принтере у нас готовится шлем. Мы сделали сначала один, но он оказался клиенту великоват, сейчас другой делаем».
«А вот здесь в 3D-принтере у нас готовится шлем. Мы сделали сначала один, но он оказался клиенту великоват, сейчас другой делаем».

— Смотрите, это наша гордость! — Мы заходим в небольшую каморку, где стоит станок довольно внушительных размеров. — Это у нас самый важный агрегат: и лазер, и ЧПУ. Помню, когда покупали его, долго думали, совещались. Хотели такую машину, чтобы все за нас делала, а мы на диване сидели. В итоге работать пришлось еще больше: денег не хватило, мы залезли в кредиты, которые пришлось, конечно, отдавать.

— А это кто? 
— Это дракон, точнее его голова.
— А где остальная часть?
— В стирке. Это наши сотрудники участвовали в фестивале, решили реквизит себе на память оставить.
— А это кто? — Это дракон, точнее его голова. — А где остальная часть? — В стирке. Это наши сотрудники участвовали в фестивале, решили реквизит себе на память оставить.

Фанатов-косплееров среди сотрудников немало, но в основном надолго они не задерживаются: им интереснее делать костюмы для себя, а не на заказ. Многие находят такую интересную и необычную работу совершенно случайно.

— Я пошел на один косплей-фестиваль ради интереса, — рассказывает Константин Никулин, который трудится в покрасочном цехе мануфактуры уже второй год. — Вообще понятия не имел, что это такое. И там увидел стенд ребят, подумал: ну ни фига себе, что люди делают! Я сам с детства что-то мастерил, ну и позвонил им, спросил, не требуются ли мастера. Они говорят: приходи. Я и пришел. Сначала приезжал после работы (я тогда продажами занимался), по выходным, потом понял, что в офисе я постоянно думаю о мануфактуре, хочу убежать поскорее, чтобы любимым делом заняться. Так, собственно, это и стало моим основным занятием. Наконец я себя нашел.

Заказчики мануфактуры готовы тратить серьезные деньги на оружие своей мечты, но оно того стоит.
Заказчики мануфактуры готовы тратить серьезные деньги на оружие своей мечты, но оно того стоит.

Дмитрий и Андрей ведут меня дальше: «Это наш основной цех. Здесь грязное производство».

Посередине «грязного» цеха стоит большой стол, на котором лежит полусобранный агрегат, куча деталек и инструментов. За столом сидит мужчина и обтачивает какой-то цилиндрик.

— Это пушка одного персонажа из игры. С ней девушка будет ходить.

— А она ее поднимет?

— Конечно. И вы ее поднимете, пойдемте! — Дмитрий одной рукой поднимает эту махину и вручает мне. — Видите, я же говорю. У нас все подобные штуки делаются из одного материала, чтобы внешне казалось, что все настоящее, а вес изделия при этом был минимальным.

Кажущиеся громоздкими пушки из будущего на самом деле весят не более пары килограммов.
Кажущиеся громоздкими пушки из будущего на самом деле весят не более пары килограммов.

— А вот тут доспехи, из «Звездных войн» как раз. Вот это на голень будет надеваться, здесь крепления, конечно, еще нужны, — Дмитрий на пальцах пытается мне объяснить, как костюм будет выглядеть в конечном варианте.

— А поварешки вам зачем?

— Это мы сферы делаем. Очень удобно! Горячий лист надеваем на форму — и готово. Вообще очень много подручных средств используем. Знаете, например, какое высокотехнологичное средство необходимо для печати в 3Д-принтерах? Лак для волос. Или вот разбавители для аэрографов — бешеных денег стоят, но их легко может заменить простая бутылка водки.

А это дрон, робот. Он будет сидеть вот в этой колбе и светиться. Это часть костюма одного персонажа.
А это дрон, робот. Он будет сидеть вот в этой колбе и светиться. Это часть костюма одного персонажа.

Экскурсия подходит к концу. Мы заканчиваем ее в «чистом» цехе. Две девочки сидят у мониторов, одна лепит часть человеческого скелета, вторая чертит линии на дощечке. Кругом творческий беспорядок: на полках в понятной только обитателям мануфактуры логике расставлены чьи-то ноги, головы, нагрудники, тут и там лежит оружие всех размеров, баллончики с краской...

— Представляете, когда мы сюда переехали, тут были просто бетонные стены, всё до последнего гвоздя мы своими руками сделали, — замечает Дмитрий. — Жаль только, года через три, наверное, придется отсюда съезжать. Здание запланировано к сносу.

— Подыскиваете новое помещение?

— Пока нет. Думаем, вдруг нас Голливуд приберет — и тогда мы всем составом поедем Америку покорять.

-11