Помню, нам рассказывали один вопиющий случай, когда 100500 лет назад оба пилота уснули за штурвалом минут на 10-15 накануне посадки. Управление было на автопилоте. Рейс был ночной и утомительный, но бдительный старший бортпроводник, заметив, что самолет не начал снижение по расписанию, зашел в кабину, и рейс закончился успешно. С тех пор появилось распоряжение для старших бортпроводников проверять пилотов каждые 15-20 минут: звонить им или заходить в кабину.
Пилоты никогда не спят за штурвалом! Даже по очереди. Это полный бред. Для того, чтобы управлять самолетом, необходимо, как минимум, два человека. Один пилот занимается управлением, другой ведет переговоры с диспетчером и постоянно меняет высоту полета. Старший бортпроводник садится на место второго пилота максимум на 15 минут, если тот вышел в туалет. Это как раз тот случай, когда самолетом управляет один пилот. Поверьте, стюардессам есть чем заняться в рейсе. Они не будут сидеть в кабине пока один из пилотов спит. Кроме того, спать за штурвалом, когда ты можешь случайно задеть какой-то рычаг, и самолет уйдет в «крутое пике», по меньшей мере, глупо.
Если рейс предстоит очень длинный, сложный и ночной, экипаж формируют из 4х или даже 5ти пилотов. Пока «одна команда» за штурвалом, вторая спит в бизнес-классе. При перелетах через океан специально бронируют последний или первый ряд для экипажа.