Вспомните, когда вы в последний раз видели какую-нибудь картину современного художника и думали про себя: «Какого черта? Что он хотел этим сказать? Я не понял вообще». Давайте разберем, что произошло.
Наш мозг выстраивает определенные дорожки узнавания для каждого существующего предмета или явления, чтобы не проделывать каждый раз одну и ту же работу.
Современное искусство – это то, что мы не можем автоматически распознать – а значит, боимся. Именно поэтому многие люди ненавидят современное искусство и готовы линчевать художника, который прибил к мостовой собственную мошонку и подрывать кинотеатры, которые осмелились показать якобы оскорбительный фильм.
Если отринуть животный страх перед неизведанным, ваш мозг начнет искать новые пути мышления. Вы начнете задаваться вопросом «как нужно смотреть на мир, чтобы сделать такое»?
Но сначала вам нужно допустить мысль, что вы не правы. Потому что, знаете, вы всегда не правы. И это нормально. Семь сотен лет назад авторитеты считали, что Солнце вращается вокруг Земли, и были неправы. Чуть больше ста лет назад считалось, что атом неделим, и это тоже оказалось ошибочно. Полгода назад я считала, что домашние эксперименты с волосами это весело, и ошибалась. Все ошибаются. Идиоты ошибаются. Великие умы ошибаются. И вы – тоже. Если у вас серьезные трудности с тем, чтобы преодолевать гордость, признавать свою неправоту, просить прощения, менять точку зрения – прочитайте «Похвалу глупости» Эразма Роттердамского.
В худшем случае, когда вы попробуете задуматься о том, что нужно знать о мире и как воспринимать свое место в нем, чтобы, например, позволить людям делать со своим телом что угодно, снабдив их колюще-режущими предметами (как это сделала Марина Абрамович в перформансе «Ритм 0»), вам не понравится то, что вы поймете.
В лучшем случае – не имеет значения, понравится вам или нет, но на мир вы станете смотреть уже другими глазами. Не так, как художник, но так, как человек, который знает, что мир для кого-то выглядит именно так. Возможно, вы даже задумаетесь, как выглядит ваш мир.
Как говорил Мераб Мамардашвили, когда вы стоите перед полотном Матисса или Клее (художники-модернисты), этот акт отличается от стояния перед полотном Тициана (художник эпохи Высокого Возрождения). Ценным современное искусство делает именно то тупое выражение лица, которое возникает у каждого посетителя современной выставки. В этот момент человек начинает думать по-новому, в его мозгу рождаются новые связи, во сне он их перерабатывает и закрепляет, и просыпается немного другим человеком.
Это все равно, что решать математические задачки в детстве для умения быстро находить решения в сложных ситуациях. Или лепить из пластилина для мелкой моторики. Вы создаете новые связи в мозгу и учитесь действовать по-другому.
Акт искусства возникает именно в момент контакта со зрителем, как нечто третье, отличное от того, что закладывал в него автор, и что представил себе зритель.
Если называть вещи своими именами, современное искусство экзистенциально, потому что оно заставляет нас сделать что-то с собой, прежде чем мы сможем по-настоящему видеть.
Литература:
М. Мамардашвили, "Очерк современной европейской философии" – самые что ни на есть меняющие жизнь леции советского философа для студентов ВГИК, рекомендую к прочтению.