Найти тему
Arzamas

Почему Шанель не изобретала маленькое черное платье

Оглавление

В прошлом году исполнилось 90 лет маленькому черному платью Коко Шанель. Arzamas объясняет, почему Шанель придумала не платье, а лишь миф о нем

Мифу о маленьком черном платье Шанель столько же лет, сколько и ему самому. Все верят в то, что в 1926 году мадемуазель Габриэль придумала маленькое черное — и этим сотворила себе прижизненный памятник. Этот миф бесконечно дорог кураторам французских музеев моды, именитым историкам костюма и в особенности Карлу Лагерфельду, который стал куратором целой серии посвященных платью проектов.

Но правда, увы, в том, что Шанель не изобретала это платье. Она изобрела лишь миф о нем.

 Реклама маленького черного платья Chanel в журнале Vogue. Париж, 1926 год. 
© Bibliothèque nationale de France
Реклама маленького черного платья Chanel в журнале Vogue. Париж, 1926 год. © Bibliothèque nationale de France
Маленькое черное платье Chanel. Около 1927 года. 
© The Kyoto Costume Institute
Маленькое черное платье Chanel. Около 1927 года. © The Kyoto Costume Institute

Венценосный черный

Этот цвет (или, скорее, «нецвет») много раз был в моде и до Шанель. В начале XVI века им увлеклись миланские герцоги и венецианские купцы, любившие похвастать богатством. Благодаря новому хитрому способу обработки окра­шенные в черный цвет ткани не линяли, стоили гораздо дороже, чем прежде, и стали очень популярны среди богатых купцов и модников-аристократов. Именно итальянцы стали первыми сочетать черное с черным, играя на разли­чии фактур. Юноша на портрете работы Бронзино явно гордится своей шелковой черной джуббой (курткой), сквозь разрезы которой видна бархатная подкладка. Не это ли первый вариант «маленького черного»?

В XVII веке этот цвет полюбили голландские бюргеры. А в начале XIX столетия в рыхлые волны черного бархата погрузились бледнолицые романтики. В сере­дине века французская императрица Евгения (испанка по происхождению) ввела черный в повседневную моду. В 1850-е она прославила черные кружев­ные шали и мантильи, в 1860-е — черные испанские платья, кофточки и распашные бурнусы с романтичными названиями: «Альгамбра», «Мадрид», «Эскориал». Обязательной стала отделка из черного сутажа — на плечах и вдоль рукавов.

Портрет молодого человека. Картина Аньоло Бронзино. 1530-е годы. 
© Metropolitan Museum of Art
Портрет молодого человека. Картина Аньоло Бронзино. 1530-е годы. © Metropolitan Museum of Art
Портрет императора Карла V. Картина Тициана. 1548 год. 
© Alte Pinakothek
Портрет императора Карла V. Картина Тициана. 1548 год. © Alte Pinakothek
 Императрица Евгения позирует в черном платье и кружевной мантилье. Париж, 1859 год. 
© Коллекция Ольги Хорошиловой
Императрица Евгения позирует в черном платье и кружевной мантилье. Париж, 1859 год. © Коллекция Ольги Хорошиловой
Аристократка в черном прогулочном платье со множеством воланов в испанском вкусе. Париж, середина 1860-х годов. 
© Коллекция Ольги Хорошиловой
Аристократка в черном прогулочном платье со множеством воланов в испанском вкусе. Париж, середина 1860-х годов. © Коллекция Ольги Хорошиловой

Форменный черный

Но для Шанель это был цвет униформы, унылого сиротского приюта, ее отро­ческих лет. Наряд, который в 1920-е стал «très Chanel», — черное платье и колготки, белые манжеты и воротничок — в XIX и начале ХХ века носили девочки из воспитательных домов при монашеских орденах. 

Эта форма была скромна, вполне удобна, но главное — скрывала происхожде­ние, превращала детей в единую черно-белую массу, девичий полк, призна­вавший только личные заслуги, слово Божье и наставления монастырских настоятельниц. Шанель долго пыталась забыть о монастырском прошлом — и в этом, надо сказать, преуспела: биографы до сих пор не знают толком, кто ее отец и как прошло ее детство. Но точно известно, что провела она его в приюте.

Ее «маленькое черное» стало красивым и лаконичным прощанием с неудобной, постыдной частью жизни. Габриэль был важен и сам цвет. Черный — демо­кратичный, терпеливый, немаркий и многозначительный. Он хорош пасмур­ным днем и уместен в вечерних интерьерах. То есть имеет превосходный продажный потенциал, чем Шанель и воспользовалась.

Воспитанница приюта в черном платье с белым воротничком. Западная Европа, конец 1870-х — начало 1880-х годов. 
© Частная коллекция
Воспитанница приюта в черном платье с белым воротничком. Западная Европа, конец 1870-х — начало 1880-х годов. © Частная коллекция
Воспитанница закрытого учебного заведения для девочек в форменном платье. 1880-е годы. 
© Частная коллекция
Воспитанница закрытого учебного заведения для девочек в форменном платье. 1880-е годы. © Частная коллекция

«Маленькие черные» до Шанель

Мадемуазель Коко, безусловно, цитировала девичью форму. Но не только ее. Еще в начале 1920-х годов многие парижские щеголихи и модельеры предложили свои формулы маленьких черных платьев, опередив Габриэль на целых пять лет.

В январе 1921 года экстравагантная принцесса Люсьен-Мюра появилась на светской вечеринке в платье из черного джерси с кушаком, украшенным кубистической вышивкой, в черном манто и шляпе, с полей которой вялой декадентской паутиной свисали черные кружева шантильи. У Мюра была конкурентка — неулыбчивая мадам Патри. Ее часто видели на раутах и вечерах в черном шелковом или трикотажном платье и черной накидке.

Французские модельеры Дреколь, Пату, Дженни в 1921–1924 годах предлагали множество «маленьких черных» из атласа, велюра, тафты и бархата. Были платья, украшенные вышивкой или кушаком, с кружевами, лентами, кистями и черным бисером. Были и построже — почти точные прототипы творения Шанель. К примеру, летом 1923 года зоркий глаз хроникера заприметил среди отдыхающих одну даму в подчеркнуто простом (и потому чрезвычайно мод­ном) платье из черного альпака и шелка с белым воротничком и манжетами. Ее изображение мгновенно попало на страницы Vogue под заголовком: «Благородная простота остается главным правилом элегантности».

Принцесса Люсьен-Мюра. Париж, 1-я половина 1920-х годов Люсьен-Мюра одной из первых в Париже начала носить маленькие черные платья и, вероятно, вдохновила этим Шанель. 
© Коллекция Ольги Хорошиловой
Принцесса Люсьен-Мюра. Париж, 1-я половина 1920-х годов Люсьен-Мюра одной из первых в Париже начала носить маленькие черные платья и, вероятно, вдохновила этим Шанель. © Коллекция Ольги Хорошиловой
 Маленькое черное платье Charlotte. Иллюстрация из журнала Vogue. 1921 год. 
© Коллекция Ольги Хорошиловой
Маленькое черное платье Charlotte. Иллюстрация из журнала Vogue. 1921 год. © Коллекция Ольги Хорошиловой
 Мисс Барклей в маленьком черном платье. Журнал Vogue. 1923 год. 
© Коллекция Ольги Хорошиловой
Мисс Барклей в маленьком черном платье. Журнал Vogue. 1923 год. © Коллекция Ольги Хорошиловой
Маленькое черное платье дома моды Jenny. Иллюстрация из журнала Femina. 1923 год. 
© Коллекция Ольги Хорошиловой
Маленькое черное платье дома моды Jenny. Иллюстрация из журнала Femina. 1923 год. © Коллекция Ольги Хорошиловой

Габриэль все это видела и учитывала. Отмечая явные промахи и ошибки, она скрыто любовалась удачными лаконичными вариантами, сочиненными ее коллегами, и тихо работала над своим. Ее маленькое черное платье из крепдешина, оживленное ловкими геометрическими плиссировками, бижутерией и перчатками, появилось в октябрьском номере журнала Vogue 1926 года — без восклицаний и жирных рекламных заголовков.

Революции не произошло. Шанель не превратилась в главного модельера ХХ века. Она просто стала еще одним парижским мастером в длинной череде тех, кто успел выразить свою любовь черному цвету. Но все же она была чуть талантливее и свое «маленькое черное» сумела превратить в легко запоми­нающуюся формулу, легко применимую к любым обстоятельствам и оттенкам настроения. Она отсекла все лишнее, вычурное, ненужное, дав черному цвету относительную свободу самовыражения, мягко сдерживая его лесками дешевых бус у горловины и деревянными браслетами у манжет.

Успех формулы Шанель — не только в ее экспрессивной простоте, но и в той настойчивости, с которой мадемуазель рекламировала платье в течение 1920-х и напоминала клиенткам о «маленьком черном» в гламурные 1930-е. Ее платье даже назвали «униформой всех женщин с хорошим вкусом». Были «маленькие черные» у Пату, Дреколь, Вионне, Ланвен, Толльманн, Лилли Райх. Но запо­мнили именно версию Шанель.

Автор Ольга Хорошилова

Источники:

Harvey J. Men in Black. Chicago, 1996.

Электронный архив L’Officiel (Paris). Jalou Media Group.

Art. Goût. Beauté. Paris, 1920–1926.

Vogue. New York, London, 1920–1929.

Vogue. Paris, 1919–1928.