Здравствуйте! Я юрист. Я не цитирую закон, не пишу канцеляризмами и не вношу в договор лишние правки. Вместо этого я задаю вопросы о каждой строчке в договоре, а потом составляю универсальный договор для всех клиентов. Пришло время поделиться своими методами.
Юрист Владимир Беляев рассказывает, как работать с юристами.
Что умеет юрист
Юрист может работать, как молоток или завод. Молоток — простой инструмент с простым результатом: надо забить гвоздь — берете молоток. Тук-тук — и шляпка поравнялась со стеной, задача выполнена. Другое дело — завод. Завод выпускает ракеты или искусственные клапаны для сердца. Забить гвоздь здесь недостаточно, сначала надо разработать продукт. То же с юристом.
Допустим, вам надо проверить договор с магазином, чтобы тот принял товар и не обманул. Юрист-молоток и юрист-завод возьмутся за дело по-разному.
Юрист задает вопросы, говорит с продавцом, логистом и бухгалтером. Выясняет, что проблема не в обмане, а скорости приема товара, и предлагает изменить правила приемки. Так отгрузка будет проходить быстрее.
Вам не всегда нужен юрист-завод, но хорошо, если он изучит и отстроит работу с документами в компании. Я знаю четыре правила наладить работу юриста-завода и расскажу о них на примере договоров моих клиентов с их клиентами. Буду рад, если они вам пригодятся.
Рассказывать о проблеме
Юрист может не просто составить договор, а сократить издержки, увеличить прибыль и помочь договариваться с клиентами. Чтобы этого добиться, я прошу клиентов рассказывать о проблеме, а не давать конкретное поручение.
Если вы даете юристу конкретное поручение, вы сами говорите, как решить проблему. Но это неправильно, всё-таки юрист больше знает и сможет придумать что-то получше, чем подать в суд или добавить пункты в оферту.
Когда юрист узнает о проблеме, он не будет ограничивать себя юридической работой. Если я вижу, что проблема в маршруте водителей, а не договоре, не стану предлагать переписать договор, а предложу изменить карты маршрутов. Так клиент не потратит время и деньги на ненужную работу.
Рассказываем о возможностях юристов Модульбанка на сайте банка
Заложить время на юриста
У юриста-завода есть недостаток — это время, которое вы потратите на общение с ним. Ему мало поставить задачу и оставить наедине с документами, придется рассказывать о бизнесе и отвечать на вопросы. Совместная работа занимает три дня, неделю, а иногда месяц, если проблема сложная.
Совместная работа занимает три дня, неделю, а иногда месяц, если проблема сложная
По опыту, время на юриста отбивается. Чтобы это оценить, посчитайте, сколько стоит час юриста и сравните, сколько вы потратили на решение проблемы.
Директор компании согласовывает договор с клиентом. На это уходит 15 часов: то клиент в отпуске, то его юристы тянут с правками. Час директора стоит 5000 рублей. Затраты: 15 * 5000 = 75 000 рублей. И это, если не учитывать, сколько директор мог заработать за эти пятнадцать часов.
А теперь подключаем юриста. Юрист уладил вопрос за 15 часов: время ушло на то, чтобы разобраться в проблеме, поправить договор для этого клиента и избавиться от спорных пунктов для будущих клиентов. Час юриста стоит 1000 рублей.
Юрист работал не сам, а общался с директором. Директор потратил 5 часов. Затраты: 25 000 рублей время директора и 15 000 — юриста, всего — 40 000 рублей.
Как минимум, директор сэкономит 30 000 рублей на конкретном договоре, а как максимум — будет быстрее подписывать все следующие договоры.
Это утрированная ситуация, потому что время юриста и директора может стоить других денег, а юристу понадобится больше времени на проблему. Но суть такая же: юрист не просто решает локальную задачу с конкретным договором, а находит брешь в системе и латает ее.
Согласиться на сортировку рисков
Есть стереотип: чем больше правок юрист вносит в договор, тем лучше он поработал. Это не так.
Андрей закупает канцелярку. В договоре написано «Момент исполнения обязательств по оплате — день поступления денег на счет ООО „Карандаш“».
Юристу это не нравится: мы отправим платежку вовремя, платеж застрянет в банке, мы будем виноваты в просрочке и придется платить неустойку. Юристы с другой стороны не уступают и не хотят менять формулировку.
Согласование длится три дня, вместо работы Андрей отвечал на вопросы юристов и разбирался в правках.
Риск получить штраф из-за просрочки есть, но это слабый риск. Андрей ни разу за время работы компании не просрочил платеж, поэтому нет смысла бороться за эту правку. Полезнее — быстрее подписать договор, получить свою канцелярку и раздать уже сотрудникам блокноты, а то спрашивают по пять раз в день.
Чтобы компания не тратила время на правки, я договариваюсь о сортировке рисков по шкале «опасные и вероятные». Сначала я закрываю опасные и вероятные риски, а маловероятные и неопасные закрываю позже или никогда. Тогда в договоре будет минимум правок — только по самым опасным и вероятным рискам. Об этом была целая статья.
Отвечать на вопросы
Юрист не только сортирует риски, он их заранее продумывает. В работе с договором это выглядит так: я беру договор, которым клиент чаще всего пользуется, и разбираю каждую строчку.
Моя задача — понять, какое предложение в договоре защищает клиента, а какое — только занимает место. Если в договоре есть двусмысленные фразы, я узнаю, что хотел сказать клиент, и меняю на однозначные и без риска.
Задача юриста понять: какое предложение договора защищает, а какое — только место занимает
Чтобы это узнать, я задаю вопросы собственнику компании, продавцам, техническим специалистам — всем, кто щет клиентов, получает с них деньги и выполняет заказы. Без ответов клиента невозможно собрать надежный договор.
Часть вопросов задаю устно, а часть — письменно. Чтобы ничего не потерять, составляю таблицу со строчками из договора, вопросами к клиенту и своими предложениями. Единого шаблона у меня нет, зато есть пример с разбором настоящего договора:
Когда я так пройдусь с каждой строчкой в договоре, из договора уйдет вода, неоднозначные фразы и фразы, которые настораживают партнеров моего клиента. Такой договор клиенту проще согласовать и в нем нет рисков.
Требовать понятное объяснение
Цель юриста — помогать компании и ее клиенту быстрее понять суть договора. Чем больше воды в документе, тем сложнее понять смысл. Я считаю договор бесполезным, если его понимает только юрист. Сравните два варианта.
Писать простыми словами можно, потому что нет закона, который требует использовать запутанные формулировки. При этом я часто слышу фразу в духе: «В Гражданском кодексе написано „денежные средства“ и „путем безналичного перевода на банковский счет“, а ты пишешь „перевести деньги на счет“. Так можно? Проблем не будет?»
В Гражданском кодексе — «путем безналичного перевода на банковский счет», а у тебя — «перевести деньги на счет»
Я всегда отвечаю: «Да, так можно». Я еще не встречал иска из-за простых слов в договоре. Если написать «деньги» вместо «денежные средства», суть договора не меняется. Клиент по-прежнему должен вам деньги, а не бублики. Это понимаете вы, клиент, юрист клиента и судья, если дело дойдет до суда. Канцелярит не делает договор сильнее, а только усложняет. Модульбанк избавился от канцелярита в тарифах. Оказывается, так можно
Другой вопрос, что есть термины, которые нельзя упрощать. Если кажется, «недействительный договор» звучит лучше, чем «ничтожный» или «незаключенный» самим править не надо, потому что это разные термины. Чтобы понять, что можно упрощать, а что нет, нужен юрист. Он такое знает.
Как проверить юриста
Даже если вы не заканчивали юрфак, вы можете проверить юриста и убедиться, что он поможет вам заработать. Предлагаю два задания для юриста.
Спросите совет в письменном виде. Если вы всё поняли в совете, держитесь за юриста. К примеру, спросите: «Может ли компания работать без печати?».
Формальный совет:
Я проверил действующее законодательство Российской Федерации, в том числе — Конституцию, Гражданский кодекс и считаю целесообразным исходить из следующих нюансов.
Обязательность печатей была до апреля 2015 года, что подтверждено ФЗ «Об ООО».
С вступлением в силу федерального закона № 82-ФЗ от 06.04.2017 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ» были внесены правки в пункт 5 статьи 2 ФЗ «Об ООО», которой работа без печатей была полностью разрешена.
В соответствие с вышеизложенным сообщаем вам о том, что работа без печати соответствует действующему законодательству Российской Федерации.
Совет с заботой будет другим: юрист пишет понятно, рассказывает о возможностях по закону, последствиях и дает конкретный совет.
По закону ООО вправе работать без печати, но лучше не надо. И вот, почему:
— не все об этом знают, поэтому придется тратить время на попытки убедить партнеров и клиентов;
— банки не любят работать с компаниями без печати;
— печать будет дополнительной ступенью защиты: подпись подделать легче, чем подпись и печать;
— в печать можно добавить фишки, которые усложняют подделку — голограммы, объем, сложный рисунок, скрытые знаки.
Поэтому мой совет: лучше работать с печатью.
Закон о печати: пункт 5, вторая статья, ФЗ «Об ООО».
Попросите проверить договор и оцените ответ. Если молча забирает договор на проверку, это плохой знак. Скорей всего, в договоре появятся правки, а проблема со всеми будущими договорами останется. Поэтому хорошо, если юрист задает вопросы. Например, вы приходите с проблемой «Клиенты слишком долго принимают товар. Что делать?». Юрист начнет расспрашивать.
Какой срок приемлемый?
Почему именно такой?
Какой срок сейчас?
Почему такой срок не подходит? Чему он вредит?
Кто участвует в приемке товара от вас?
Кто участвует от клиента?
Как вы сейчас решаете проблему?
Как уже пробовали решать и что получилось?
Как проходит приемка товара?
Какой срок подходит вашим клиентам? Почему такой?
Сколько заказов надо развести за день? Почему именно столько?
Что будет, если развести меньше?
Когда надо решить проблему? Что будет, если решить позже?
Чем больше юрист задает вопросов, тем больше шансов решить проблему с договором на будущее. Правда, придется потратить время на ответы.
Подписывайтесь на новые статьи на портале для предпринимателей «Дело».