Страсти по еще даже не вышедшей «Матильде» всё не утихают. За борьбой сторонников фильма и противников потерялось, пожалуй, самое главное — культурная ценность фильма.Общая скандальность, предшествующая выходу фильма, задвинула восприятие его как объекта искусства. А хорошего киноискусства нам сейчас очень уж не хватает, печалит упадок, который переживает российский кинематограф. Глупо отрицать отставание в технической части или, например, в сценарной. Но надежда есть, периодически среди вороха ширпотреба находятся и бриллианты. Хочется верить, что лучшие времена еще будут, ведь наше кино имеет богатейшую историю развития, она наполнена великолепными образчиками эталонного кинематографа.
По меркам истории кино появилось совсем недавно, чуть более ста лет назад. Но за столь короткий миг кино прошло огромный путь эволюции. От немого к звуковому, от черно-белого к цветному, от линейного монтажа до параллельного, от прямых и простых сюжетов до многогранных, сюрреалистичных и иногда запредельных для понимания. Своему развитию кино обязано братьям Люмьерам, которые считаются создателями кино. Конечно, это очень общее представление о «родителях кинематографа», так как и до братьев десятки людей проводили эксперименты и опыты в области движущихся изображений, давшие почву для Люмьеров. Россия внесла немалый вклад в популяризацию кино в самом начале его зарождения.
В России быстро подхватили необычное изобретение, и уже в начале 20 века кинопоказы стали массовым явлением. Первый киносеанс в России состоялся в 1896 году в Санкт-Петербурге в летнем увеселительном саду «Аквариум». Огромную роль во внедрении и распространении кинематографа сыграл Александр Ханжонков, основавший акционерное общество «А.Ханжонковъ».
Александр был предпринимателем, продюсером, режиссером и сценаристом в одном лице. Он был единственным крупным кинопроизводителем в Российской империи, старался использовать развитие кинотехнологий по-максимум. В одном из фильмов, созданных его студией, был применен редкий для тех времен спецэффект. В документальном фильме «Пьянство и его последствия» есть игровой момент, в котором алкоголик видит чёртика, вылезающего из бутылки.
В 1911 году в нашей стране выходит первый полнометражный фильм «Оборона Севастополя». Этот фильм примечателен не только с художественной точки зрения, но еще и с точки зрения рекламного мастерства. Ханжонков показал фильм императорской семье, в частности Николаю II, который был не самым горячим сторонником новомодной придумки. Тем не менее, даже император оценил фильм и одобрил его. Далее Александр Ханжонков поступил не хуже современных пиарщиков, он начал продвигать картину в образе «удостоенной счастья быть представленной Государю Императору».Показ устраивался в Большом зале Московской консерватории под аккомпанемент симфонического оркестра.
Российское кино многим обязано Ханжонкову, который вместе с единомышленниками и талантливейшими людьми, трудился на ниве популяризации кинематогрофа в начале его становления. Этот человек отдалю всю свою жизнь, все силы и финансы ради искусства.
Одним из столпов кинематографа является современник Ханжонкова Сергей Эйзенштейн. Вклад Эйзенштейна огромен, по его фильмам изучают историю кино, им восхищался и вдохновлялся Альфред Хичкок. О фильме «Иван Грозный» прекрасно отозвался Чарльз Чаплин:
«Эта картина – высшее достижение в жанре исторических фильмов»
Кадры из фильмов «Броненосец Потемкин» и «Александр Невский» считаются культовыми, их узнают даже те, кто не видел фильмы целиком. Несмотря на строгую цензуру ( (а быть может благодаря ей) фильмы получались блестящие, они отличались характерными темами: революция, борьба и тревожное напряжение военного времени. О ярком видении и смелости режиссера прекрасно говорит «Броненосец Потёмкин», в котором настолько мощно передан мятеж, что фильм был долгое время запрещен в разных государствах. «Броненосец Потёмкин» откровенно призывал к сопротивлению властям, бунтарскому поведению.
Фильм «Броненосец Потемкин» имеет огромное количество призов, дипломов, наград. По опросу среди критиков мира на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году фильм назван первым, а Сергей Эйзенштейн- вторым среди лучших режиссеров, по опросу киноведов мира в 1978 году назван первым среди ста лучших фильмов. Приемы, использованные в фильме актуальны до сих пор. К примеру, кадр с красным флагом явно вдохновил Спилберга использовать в «Списке Шиндлера» похожий приём.
Эйзенштейн жил в уникальное и тяжелейшее время, он застал три войны: Первую мировую, гражданскую и Вторую мировую войну. Уникальность эпохи совпала с особой чувствительностью и восприимчивостью натуры Эйзенштейна, результатом стали шедевры кинематографа. Эйзенштейн был хорошо образован, знал три иностранных языка, был талантлив во всём, к чему прикасался. Его теоретические работы «Монтаж аттракционов», «Вертикальный монтаж», «Неравнодушная природа» до сих пор служат ценным материалом для любого деятеля кино.
Далее развитие нашего кино не сбавляло оборотов. Можно смело сказать, что с 40-х по 60-ые года был «золотой век» советского кино. Наши фильмы завоевали самые престижные награды. В 1943 году премию Оскар как лучший документальный полнометражный фильм получил «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой»,срежиссированный Ильей Петрович Копалиным.
Награду Каннского Фестиваля «Золотую пальмовую ветвь» удалось получить первый и единственный раз фильму Михаила Калатозова 1958 года «Летят журавли». История любви двух влюбленных, которых разлучила война.
Другим любимым и известным фильмом является «Москва слезам не верит..» режиссера Владимира Меньшова. Фильм получил премию Оскар как «Лучший фильм на иностранном языке». Интересно, что по настоянию своих помощников Рональд Рейган восемь раз пересматривал этот фильм, чтобы лучше понять советскую действительность и подготовится к встрече с Горбачевым.
Награждены Оскаром также были «Война и мир» Сергея Бондарчука, «Дерсу Узала» Акиры Куросавы при совместном производстве СССР и Японии. Куросава посчитал, что в Японии нет такого актера, который хорошо сыграет Дерсу Узала и решил искать среди советских актеров. В итоге одну из главных ролей исполнил Максим Мунзук.
С таким богатым наследием мы просто не имеем права создавать плохое кино, нынешний застой лишь временное явление. Такие современные фильмы как «Брестская крепость», «Экипаж», «Время первых» и менее массовое кино как «Русалка», «Прогулка», «Жить» (Быкова) дают надежду, что ещё не всё потеряно