Конечно же, киношники лукавят, когда говорят, что не интересуются мнением зрителей о своих фильмах или не разделяют рецензии критиков на отрицательные и хвалебные, всем хочется самой высокой оценки своих работ. Однако авторам «мамы!» не следует огорчаться из-за неоднозначного к своему творению отношения публики – разнородность реакции зрителей на картину Даррена Аронофски лишь добавляет красок. Вместе с тем за шумом и вариантами трактовок содержания большая часть зрителей и критиков не заметила главного – режиссер своим фильмом не просто высказывается, он кричит. Аронофски просит о помощи, взывает ко всем нам, ищет выход из того замкнутого круга, в который сам себя загнал. Принято считать, что настоящий мастер всю жизнь снимает одно и то же кино, но автор «мамы!» не таков – он попал в замкнутый цикл своего мировоззрения, он кружится в вечном водовороте пяти главных своих тем, и, кажется, теперь это не вызывает у режиссера былого воодушевления. «Ожившая» и вышедшая на экраны «мама!», подобно дому из фильма, не выпускает Даррена из своего плена, и наша задача – разгадать его послание и оказать художнику посильную помощь. А загадка проста: «мама!» – пазл из пяти предыдущих его картин.
1. «мама!» повторяет цикличность «Фонтана».
Среди трактовок нового фильма Аронофски библейская – наиболее логичная, уютная и очевидная: Бог и любовь, мироздание, Адам и Ева, грехопадение, потоп, искупительная жертва Христа – это все лежит на поверхности. Однако есть важная деталь, которая нарушает канонический религиозный уклад, – события фильма закольцованы, дом каждый раз сгорает, женщина погибает, а мужчина строит новый мир на новом пепелище. Аронофски далеко не впервые использует такую форму, его «Фонтан» – конструкция из нескольких миров, находящихся в одной системе координат, крутящихся вокруг единой оси, движущихся к единой цели. Правда, несколько лет назад режиссер был гораздо более свободен в мыслях – он допускал не просто разительное отличие трех параллельных вселенных друг от друга, Даррен давал героям гораздо большую свободу.