Найти в Дзене
Артхив

Куда скачет красная конница Малевича?

«Скачет красная конница» — единственная абстрактная работа Казимира Малевича, признанная и одобренная советской властью. Какие смыслы заложил в нее автор?

Скачет красная конница, 1932
Скачет красная конница, 1932

По кромке бескрайней пустоши, под равнодушным бездонным небом протянулась багровая нить. Кровавым меридианом, хищными языками пока еще далеких пожарищ пляшет по горизонту Красная Смерть. Скачет красная конница.

Времена, в которые писалась картина, были сложные. И если некоторые вольности с пространством и временем можно было себе позволить, то цели нужно было очерчивать четко.

Поэтому на обратной стороне холста Малевич написал: «Скачет красная конница из октябрьской столицы на защиту советской границы». Чтобы не возникало досадных недопониманий.

«Красная конница» — одна из самых известных живописных шарад Казимира Малевича. В смысле разнообразия версий того, что хотел нам сказать автор своим произведением, ее бьет разве что «Черный квадрат». Среди искусствоведов отчего-то принято подходить к этой картине с рулеткой и калькулятором. Тестировать линию горизонта на соответствие правилу золотого сечения (если что, соответствие это практически идеально). Считать красноармейцев (три группы по четыре всадника). Находить «подозрительные» совпадения (трижды четыре — двенадцать, и, надо же, именно двенадцать оттенков имеет в разрезе земля!). Наделять числа глубоким символическим звучанием (три — как три богатыря — символ стихийной силы, четыре — символ порядка, свидетельство того, что революция — это «управляемое стихийное бедствие», двенадцать — это и вовсе универсум, и т. д. и т. п.). Весь этот математический анализ — занятие настолько же увлекательное, насколько и пустое.

Фрагмент картины
Фрагмент картины

Не вносит ясности и дата создания «Конницы». Сам художник датировал ее 1918 годом, хотя эксперты единодушно считают, что она была написана намного позднее — между 1928 и 1932 годами. Зачем Малевич сжульничал?

Читайте также: 7 заблуждений о «Черном квадрате»

Впрочем, если вы любитель неочевидных трактовок, то вот вам еще одна. Приглядевшись, можно заметить, что силуэты всадников как бы «расчетверяются». Они движутся не тремя группами по четыре, а тремя своеобразными «кавалеристскими каре». Если представить себе, как это выглядит сверху, получатся три красных квадрата на черной плоскости — зашифрованная супрематическая композиция.

Так или иначе, картина была написана уже после того, как роман Малевича с советской властью испустил дух.

«Скачет красная конница из октябрьской столицы на защиту советской границы» — это можно было принять за чистую монету в 1913-м, когда Малевич работал в издании «Сегодняшний лубок». В 30-е подобное авторское уточнение выглядит совершенно ерническим.  

Это был абсолютно бесстрашный человек, заискивать перед властями ему было ни к чему. Разочарование, горький сарказм, ощущение близости финиша — вот стежки тонкой красной линии, которая пронизывает эту беспощадную картину.

Оригинал статьи был размещён по адресу artchive.ru