Человек — существо, которому не надо заводов, фабрик и технического прогресса для того, чтобы загадить и уничтожить всё живое вокруг себя. Вот три доказательства из истории, а можно было бы привести их и тридцать три.
Исландия и викинги
В середине девятого века норвежец Наддод плыл на Фарерские острова и сбился с курса. В результате он наткнулся на большой, летом зелёный остров. Обилие богатых злаками пастбищ делало его почти идеальным для разведения скота. Вскоре вслед за Наддодом в Исландию стали прибывать другие семьи, и заселение быстро стало массовым, поскольку в Норвегии шла война — Харальд Прекрасноволосый объединял земли под своим началом. Исландией («ледяной землёй») остров был назван за то, что весной фьорды ещё долго стояли закованными в лёд.
Для норвежцев, уроженцев севера, этот край был довольно близок к раю земному. Четверть острова покрывал мелкий лес, но если вырубить чахлые ивы и берёзки, в долинах хорошо было выпасать скот. Выше, в горах, нашлись идеальные природные пастбища — покрытые сочными травами альпийские луга. На самом юге тёплым летом можно было выращивать ячмень. Всё побережье изобиловало непуганой птицей и рыбой, тут же были и моржи с тюленями. Не хватало норвежских сосен как источника строительной древесины, но к берегам прибивало плавник, в том числе целые, несгнившие стволы деревьев.
В течение первого столетия жизни в Исландии люди извели восемьдесят процентов лесов — вырубили под пастбища и сожгли в печах. Причём находки археологов говорят о том, что при вырубке лесов исландцы часто не утруждали себя тем, чтобы запасти дров, — они просто сжигали вырубленное на месте. Горные луга оказались выедены и вытоптаны овцами и превратились в пустыни. Моржей истребили, птиц тоже стало намного меньше; исландцам пришлось переключиться на рыбу и тюленей (последних убивали ради шкуры и жира, мясо их на вкус отвратительно).
Это произошло не потому, что исландцы были глупы. Когда до них дошло, что они наделали, они немедленно приняли меры. Скот стали выпасать осторожнее, совместно принимая решение, готово ли уже весеннее пастбище к нашествию овец. Оставшийся лес вырубали теперь намного медленнее (и всё равно к XX веку вырубили почти весь).
Разумеется, так обращались с окружающей средой не только древние исландцы. В той же Англии в Средние века были сведены почти на нет дубравы, резко уменьшилась популяция оленей, в связи с чем и был введён запрет на охоту. Особенность Исландии — в том, что климат на острове очень суров по сравнению с континентальной Европой, а колонизация совпала с долгим похолоданием, и потому люди превратили её в гигантскую пустошь раньше, чем сделали бы это в краях с более мягким климатом. Но ни в Исландии, ни в Англии для этого не понадобилось никаких заводов и автомобилей. Достаточно оказалось радостно брать щедрые дары природы.
Анасази: индейцы, жившие в многоэтажках
Каньон Чако на юго-западе США — национальный исторический парк, внесённый в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Ключевое слово тут «исторический». Каньон — настоящее сокровище для археологов. Он заполнен зданиями в четыре и более этажей, и все они были построены до прихода сюда европейцев. Между многоэтажными поселениями и от них к, вероятно, более мелким посёлкам пролегают идеально прямые дороги шириной до шести метров. Прямые, несмотря на неровный ландшафт! В поселениях жило много людей. Но где они сейчас? И чем они питались, из чего делали мебель, одежду, инструменты, если вокруг только пустыня и солончаки и не растёт ничего крупнее кустарника?
Археология в наше время располагает большим количеством подчас странных методов. Один из них — исследование отложений в крысиных гнёздах. По ним выяснили, что раньше растительность региона была куда богаче. Шаг за шагом учёным удалось установить и другие факты о прошлом заброшенных многоэтажек Чако. Ведь от их жителей не осталось и следа, даже название народа — анасази — дали ему навахо. Оно значит просто «предки», те, кто жили здесь раньше.
Первые жители каньона выкапывали себе землянки, но в начале VIII века они научились обрабатывать камень и возводить каменные дома. Уже в начале XII века анасази строили пяти- и шестиэтажки с просторными залами. Крыши домов поддерживали изнутри большие кедровые брёвна. Внутри каньона и вокруг него лежала плодородная почва, воды было достаточно, чтобы Чако был покрыт зеленью и на склонах росли кедровые леса, здесь обитало множество животных. Райская долина посреди бесплодной пустыни!
Анасази не знали многих изобретений европейской цивилизации и отлично подходили под наши представления о народах, близких к природе. Они ели натуральную кукурузу, натуральную оленину и другую натуральную еду, не знали добычи угля или газа и потому сжигали в очагах древесину кедра и можжевельник.
Мексиканские кедры растут так же долго, как любые другие, так что вскоре кедровые леса оказались сведены на нет. Но анасази не растерялись и огляделись, не предложит ли им матушка природа чего-нибудь ещё. Вместо кедров стали вырубать в горах ели, сосны и пихту. Жаль только, что эти деревья не давали вкусных, полных белка орехов.
Как вы догадываетесь, со временем истощились и многие другие важные для жизни ресурсы. В конце концов многоэтажки анасази оказались покинуты, и вокруг поселений раскинулась пустыня, словно никогда не было здесь прекрасного оазиса с цветами, деревьями, птицами и дикими зверями.
Большая австралийская пустыня
В качестве примера экологической катастрофы, которую можно устроить от непонимания законов природы, приводят кроликов, завезённых в Австралию белыми колонистами. Не имея естественных врагов на новом для них континенте, кролики бесконечно размножались и бесконечно же ели, серьёзно опустынив луга. В конце концов пришлось с ними бороться, как с саранчой.
Однако превращать Австралию в пустыню человек начал гораздо раньше. Первые люди перебрались на континент около сорока тысяч лет назад. Они практиковали специфический метод охоты: поджигали заросли и ловили зверей, спасающихся от пожара. В австралийском климате это быстро привело к уничтожению зелёного покрова. Ресурсы континента истощились за несколько человеческих поколений.
Привычка жечь любые заросли, какие обнаружатся, у аборигенов Австралии сохранилась вплоть до того момента, когда их начали «отдалять от природы» образованием: поджигать кусты они продолжали ещё в XIX веке.
Если опустынивших Чако анасази можно обвинить в том, что они ушли от единения с природой слишком далеко, как только стали строить большие каменные дома и обрели зачатки государственности, то австралийским аборигенам и этого не предъявишь.
Фотография: Edward S. Curti / Northwestern University’s Digital Library Collections
По всей видимости, фильм Алексея Учителя «Матильда» — это очень плохое кино. Такие вещи надо озвучивать заранее, хотя бы для того, чтобы никто из схвативших билет на «запрещёночку» не выходил потом из зала с чувством горького разочарования. Впрочем об этом можно догадаться, просто просмотрев подряд все три выложенных на Youtube трейлера или прочитав внезапный спойлер от дьякона Кураева:
Да простит меня Алексей Учитель, но финальная сцена вызывает вопросы. Николай II в день коронации (режиссёр своей волей отождествляет её с венчанием с немецкой принцессой, у него всё сразу происходит) вопреки истории приезжает на Ходынку, где уже произошла трагедия. Видя бесконечную вереницу возов с трупами, он встаёт на колени и просит прощения у своего народа.
Как оно было на самом деле, можно прочитать у Бальмонта: «Наш Царь — Мукден, наш Царь — Цусима», — если, конечно, стихотворение ещё не запретили как порочащее святой образ «искупителя».
Жанром здесь веет за версту. Мы имеем дело с классической тронной мелодрамой в духе снятой Софией Копполой в 2008 году «Марии Антуанетты». Ещё его можно назвать «монархи тоже плачут» — такое продолжение бессмертной многосотсерийной мыльной оперы, приковавшей наших бабушек и матерей к телевизорам в девяностых, только снятое в стиле «дорого-богато». К сожалению, подобное тоже проходит по разряду исторического кино, хотя единственный по-настоящему интересный аспект жизни венценосных особ — это её восприятие в коллективном сознании подданных, о чём замечательный историк Борис Колоницкий написал книгу с очень подходящим названием «Трагическая эротика». Впрочем, такой фильм был снят ещё в советские годы: блистательная «Агония» Элема Климова. Именно в образе Распутина одновременно соединялись сусальные представления о народе, исходящие от глубоко архаичной по своей природе власти, и прущая снизу, «из гущи и толщи», нагая и откровенная хтонь. В тот момент, когда простреленное тело «старца» падает на землю, эти силы вырываются на свободу и порождают чёрный вихрь, который скоро сдует с лица земли могущественную континентальную империю, словно домик девочки из Канзаса. Но «Агонию» снимал режиссёр, работавший в эпоху «малого Серебряного века» советских семидесятых. Считайте, что не у нас и вообще на другой планете.
Что же касается «Матильды», то это именно тот уровень исторической рефлексии, который мы заслужили. Очень показательно, что год столетия революции в российском кино начался с фильма о том как князь-креститель Руси насилует женщин в грязной луже, а заканчивается скандалом вокруг ещё толком не вышедшего фильма Учителя. В промежутке между ними — звенящая пустота, как будто «десяти дней, которые потрясли мир» не было вовсе. Вряд ли так и был сформулирован социальный заказ или свирепствует цензура — скорее всего, дело именно в отсутствии даже слабых проблесков мысли. Вместо этого нам станут без конца колотить молотком по зрительному нерву. Камера в трейлере буквально смакует дорогие ткани на платьях придворных дам, золочёные ризы духовенства, роскошные фонтаны и фейерверки — без всего этого историю романчика наследника с балериной вряд ли удалось бы раздуть до космических масштабов. В этом отношении «Матильда», видимо, будет похожа на популярные у новой знати портреты работы Шилова: так же дорого на вид, и так же глупо.
Вот только за что на Учителя вдруг ополчилась секта «царебожников»? Такая культура им должна быть близка и понятна — ведь ничто так не реабилитирует светлый образ «царя-тряпки», как роскошная love story, поданная на золотом блюде.
Кадр: Матильда / TPO Rok, 2017
Источник: https://storia.me/ru/@gipsylilya/polemika-1be4jz/chelovek-i-priroda-vse-slozhno-uzhe-400-vekov-4ezldb