В 1992–1994 гг. 64 боевых корабля Тихоокеанского флота продали за границу по цене металлолома. Авианесущие крейсеры «Новороссийск» и «Минск» ушли в Китай за 9 млн. долл. (новый авианосец уже тогда стоил миллиард) вместе с новейшими ЗРК, радиолокационным и навигационным оборудованием. И даже документацию не забыли приложить! Куда отправились 72 танка Т-90, которые официально утонули при переправе через Терек в первую чеченскую кампанию, неизвестно. И власти по сей день не желают это выяснять. А значит, существует некая преемственность, которую наверняка отмечали зарубежные наблюдатели. В России возможны чудеса, если разграничить интересы государства и личные интересы чиновника.
За 15 постсоветских лет Китай купил у России оружия на 20 млрд. долларов. Тут и самолёты Су-27 и Су-30, ЗРК С-300ПМУ и «Тор-М1», подлодки «Кило», тонны ракет и боеприпасов. На часть закупленного оружия Поднебесная получила лицензию и теперь спокойно штампует его на собственных предприятиях. Россия взамен обрела тушёнку, пуховики, игрушки, калькуляторы и прочий ширпотреб, который ещё предстояло перевезти, растаможить и продать.
– С точки зрения государства такие сделки убыточны, а для чиновника это золотое дно, потому что образуется море неучтённого нала, – говорит экономист Андрей Близнец. – Можно списать тысячи тонн окорочков как испортившиеся. И это в девяностые годы, когда контроль государства был почти нулевой! Недаром власти начинали что-то расследовать в монополии «Росвооружение» аккурат перед выборами, когда требовалась наличка. И так никого из её боссов и не посадили.
Неудивительно, что бартерная схема перешла в новый век: Малайзия, Эфиопия, Бразилия, Вьетнам, Таиланд в 2000–2006 гг. могли предложить за российское оружие только рис, кофе, окорочка и т.д. В 2004 г. Индонезия расплатилась за военное имущество «пальмовым маслом и его компонентами».Но в «Рособоронэкспорте» (преемнике «Росвооружения») усовершенствовали старый подход. Есть, например, Сирия – крупнейший покупатель отечественного вооружения, который никогда за него не платил. К середине 2000-х образовался долг в 15 млрд. долларов. И тогда президент Башар Асад предложил Москве списать старые долги и выдать кредиты на новые закупки российского же оружия. Бред? В мужской компании за такую наглость можно и в морду получить. Тем не менее в 2005 г. Россия списала оружейные долги Сирии почти на 10 млрд. долл. и выдала ещё 9,7 млрд. под закупки новой техники. Через год та же тема прокатила с Алжиром: списали старые долги на 4,7 млрд. и заключили новый контракт на поставку танков Т‑90, истребителей Су-30, ракетно-пушечных комплексов «Панцирь С1», которые появились на вооружении Российской армии только в 2012 году. Вероятно, под новые военные поставки списали и 10-миллиардный долг Ирака.
– Сирия, Алжир, Ирак – это нефтедобывающие страны, имевшие репутацию добросовестных заёмщиков, – говорит политолог Анна Рудая. – Китай большинству поставщиков оружия тоже платит живыми деньгами. С Россией за военные поставки расплачиваются валютой разве что страны Персидского залива. Но радоваться рано: поставки нашей техники в Иран в 2005–2007 годах стали причиной экономических санкций со стороны США, которые ударили по всей российской экономике.
Казалось бы, всё должно быть наоборот: страны вроде Ирана или Венесуэлы должны добиваться взаимности «Рособоронэкспорта». Во-первых, российское вооружение стоит недорого. Во-вторых, кто им ещё его продаст? Ведь сотрудничество в военной сфере с США, Великобританией или любой страной НАТО тому же Ирану заказано в принципе. То же самое до недавнего времени касалось и Индии, поскольку американцы поддерживали Пакистан. Тем не менее пример почившего команданте Уго Чавеса превосходит самые смелые представления о русском бескорыстии.
С 2004 по 2011 г. Чавес посетил Россию 9 раз – и всякий раз его интересовало оружие. В качестве пролога в Венесуэлу отправилось 100 тыс. автоматов Калашникова, а российские специалисты – строить два завода по производству стрелкового оружия. Потом настал черёд 24 истребителей Су‑30МК, 45 вертолётов Ми‑17В‑5, Ми-35М и Ми-26Т, 5 тыс. снайперских винтовок СВД. Итого к 2010 г. набралось на 6,6 млрд. долларов. А что с расчётами?
читать далее http://www.akirama.com/2017/09/19/7851/