Найти тему
Executive.ru

Как рассчитывать стоимость малого бизнеса в российских условиях

Алексей Москвич

На что ориентироваться – на прибыль или на выручку? Сколько скинуть к цене, продавая проблемную фирму? И стоят ли чего-то связи с клиентами?

Для предпринимателя, принявшего решение продать компанию, роковой ошибкой может стать так называемый фальстарт. Так я описываю ситуацию, когда компания выходит на рынок купли-продажи бизнеса с нечетко прописанным предложением, цена которого завышена и рассчитана по принципу: «хотелки» владельца плюс «еще чуть-чуть». Опасность кроется двух вещах: разумный покупатель (априори все покупатели разумные) сделает вывод о неадекватности цены и не станет встречаться с вами, а если и встретится, то начнет сомневаться в вашей адекватности. А поскольку рынок полнится слухами, то каждое последующее снижение цены предложения будет работать на укрепление репутации вашего объекта как «протухшего».

Поиски «неразумного покупателя» также ведут в тупик. Недаром же гуру оценки Асват Домадоран вывел правило, гласящее: «Большинство предпринимателей уверены, что найдется еще больший болван, который заплатит за мой бизнес столько, сколько я хочу». Не советую выступать в роли хоть и меньшего, но все же болвана.

1. Что влияет на цену бизнеса

Для доходного бизнеса верхней планкой стоимости служит текущая оценка его будущих доходов. Владельцам проблемных предприятий проще ориентироваться на нижнюю планку цены, которая равна ликвидационной стоимости активов компании. Ликвидационная стоимость по правилам оценки равна рыночной за минусом 25% за быструю реализацию. В качестве утешительного приза для компаний, временно попавших в сложную ситуацию и имеющих шансы на спасение, существует неписанная формула: рыночная стоимость активов плюс 25% за то, что это действующий бизнес.

Существует три общепринятых подхода к оценке бизнеса: имущественный (затратный), сравнительный (рыночный) и доходный.

2. Затратный метод

Как ни странно, но подход, основанный на стоимости активов компании или затратах на создании объекта-аналога, для оценки действующих предприятий применять не рекомендуется. Если бизнес, расположенный на собственных площадях, приносит доход до 15% в год от стоимости недвижимости, то это свидетельствует о неэффективном использовании этих активов. Грубо говоря, экономически выгоднее сдать площади в аренду и заняться чем-нибудь другим. Причем при расчете дохода необходимо в затратной части предусмотреть так называемую альтернативную аренду, то есть стоимость аренды аналогичных помещений в вашем районе (регионе).

3. Сравнительный метод

Самым правильным и справедливым представляется подход, основанный на сравнении сделок с сопоставимыми объектами. Однако в российских условиях применение такого подхода сильно затруднено по причине отсутствия в открытом доступе данных по сделкам. Я его применяю, когда нахожу в своей базе или у коллег достаточное количество объектов-аналогов.

Читайте продолжение на Executive.ru