Найти в Дзене
zautra.by

Саша Варламов: «Вы можете представить, чтобы «Беллегпром» соперничал с Китаем и Вьетнамом?»

Оглавление

Мария Владимирова, Завтра твоей страны

По силам ли отечественным производителям покорить европейский рынок?

Представители французской легкой промышленности собираются приехать в Минск для проведения переговоров о возможном сотрудничестве с предприятиями концерна «Беллегпром».

Как сообщает БЕЛТА, такая договоренность достигнута во время участия белорусской делегации в Неделе мод, которая проходит в Париже.

Среди предприятий, с которыми планируется вести переговоры, посольство Беларуси во Франции назвало ОАО «Камволь» и фабрику «Элема».

«Может быть, «Элема» будет стоить дешевле, чем ZARA?»

Известный дизайнер Саша Варламов рассмеялся, когда услышал новость о том, что белорусская делегация легкой промышленности впервые посещает дефиле модных домов и салоны на Неделе моды в Париже.

— Какое огромное количество предложений одежды в мире: тряпки висят в витринах – и никому не нужны. Есть два магазина, в которых покупают: H&M и ZARA, — говорит дизайнер.

Эксперт отмечает, что цены на одежду в Беларуси намного выше, чем в Европе.

— Сегодня Китай и юго-восточная Азия – лидеры по производству товаров легкой промышленности. 1,5-2 доллара – себестоимость джинсов, произведенных там. Кто может предложить дешевле в Беларуси? Сколько будет стоить беллегпромовская одежда, если надо кормить Лукашенко, спецназ, милицию, КГБ? Все закладывается в цену.

Саша Варламов
Саша Варламов

Саша Варламов рассказывает, как на днях гулял по улице, где расположены модные магазины Берлина.

— Все эти рукодельные тряпки висят уцененные. Они никому не нужны. Потому что мода вышла из моды, — заключает собеседник Завтра твоей страны. — Не хотят люди тратить деньги на тряпки. Они тратят их на здоровье – все бегают. На хорошую еду — сеть биомаркетов процветает. И на путешествия — сколько людей сидит на чемоданах и ездит по всему миру! Люди покупают мебель в IKEA, одеваются в H&M и едят на улице турецкую и вьетнамскую еду.

Модельер признается: с одной стороны, ему обидно, что мода и стиль перестали иметь значение для людей. Но с другой — это прекрасно, — считает Саша Варламов.

Оценивая шансы белорусских предприятий выйти на европейский рынок, эксперт задает риторический вопрос:

— Вы можете представить, чтобы Беллегпром мог соперничать с Китаем, Малайзией, Индонезией и Вьетнамом? Или, может быть, «Элема» будет стоить дешевле, чем ZARA?

«Чаму б нам не зрабіць Беларусь краінай стылю, моды і фэшн-індустрыі?»

Минчанин Павел Довнар с женой Кариной несколько лет назад создал бренд Honar. Пара шьет стильную одежду с национальными мотивами и авторской вышивкой на каждый день.

Павел Довнар в комментарии Завтра твоей страны отмечает, что, по его мнению, белорусские госпредприятия мало конкурентоспособны на европейском рынке.

Как считает Павел, проблема — в форме собственности и управления.

— У канцэрн Беллегпрам уваходзяць і прыватныя кампаніі. Думаю, што ў іх ёсць перспектывы наладзіць супрацоўніцтва. Honar мог бы здзівіць Францыю, але ў нас няма магчымасці выйсці на еўрапейскі рынак з вялікімі аб'емамі, — говорит он.

Павел Довнар
Павел Довнар

Основатель бренда полагает, что дизайн и качество одежды от Honar не уступают французским. И в подтверждение приводит пример: среди его клиентов есть французы, которые покупают мужские рубашки.

Павел Довнар обращает внимание на то, что в Беларуси не развито сотрудничество между большими предприятиями и дизайнерами, которые создают небольшие бренды.

По его мнению, есть смысл объединяться, но смотря на каких условиях.

— Калі б прыйшоў «Беллегпрам» і сказаў: вось табе 500 ці 1000 рублёў зарплаты, зрабі тое, чым мы здзівім Францыю, дызайнер не пагодзіцца, вядома. А калі прапануюць адсотак у кампаніі, добрую пасаду і заробак – можна разглядаць супрацоўніцтва.

Павел полагает, что белорусские дизайнеры могли бы не только приносить прибыль в бюджет, но и позитивно влиять на имидж нашей страны.

— Беларусь мала ведаюць у свеце. Па чым могуць пазнаваць нашу краіну? Швейцарыя — краіна гадзіннікаў і банкаў, Бельгія – краіна шакаладу, Англія славіцца гарбатай. Чаму б нам не зрабіць яе краінай стылю, моды і фэшн-індустрыі?

Павел уверен: у Беларуси есть потенциал в этой сфере.

— У нас ёсць добрыя дызайнеры, танная працоўная сіла. Няма толькі ўмоваў. Калі намі, напрыклад, зацікавіца француз і прапануе стварыць бізнес: наш дызайн — яго прадпрыемства. Замежнік наўрад ці пагодзіцца рабіць гэтае прадпрыемства на тэрыторыі Беларусі. Прычыны розныя, у першую чаргу - інвестыцыйны клімат у Беларусі.

Создатель бренда Honar считает, что для любого бизнеса нужно создать благоприятные условия, а после посмотреть – какая индустрия выживет.

«В джинсах — вся неадекватность белорусских чиновников»