Бюджет касается каждого, хотя большинство уверено, что не может влиять на его параметры и статьи. Чтобы исправить эту ситуацию, надо начинать со школы, считает куратор проекта «Бюджетная грамотность для старшеклассников» Илья Соколов
Зачем обычным людям нужны знания о бюджетном процессе?
Государство распределяет через бюджетную систему около трети создаваемого в стране ВВП. Полученные налоги превращаются в стипендии, социальные выплаты, зарплаты, госконтракты или доступ к общественным благам. Бюджетная грамотность – это возможность читать и понимать государственные бюджеты, и как следствие, иметь возможность влиять на них. Если хотите, это шаг к формированию активного гражданина, который не только платит налоги, но и готов разделить с публичной властью ответственность за принимаемые решения – на что потратить деньги и в каком объеме.
Насколько сейчас граждане могут влиять на формирование бюджета?
В самом лучшем случае, при непосредственном голосовании граждан за то или иное бюджетное решение, при максимальном вовлечении всех субъектов и всех муниципальных образований, через такую практику будет управляться не более 1% ВВП и 3% всех расходов бюджетной системы. Для сравнения: сейчас с участием населения управляется только 0,03% всех расходов. А высокая бюджетная грамотность дает возможность спрашивать с власти за все открытые расходы.
Когда был запущен проект?
В 2014 году Минфин подписал со Всемирным банком соглашение о сотрудничестве в области развития бюджетной грамотности в России. Начали работать со старшеклассниками, разработали для них курс повышения бюджетной грамотности.
И чему учите?
В разработанных для учеников материалах есть ответы на три главных вопроса: что и зачем мы платим в бюджет, что и как мы получаем из бюджета, и как мы можем повлиять на бюджет? В нашем курсе мы показываем, какие виды услуг предоставляет государство, как они структурированы и распределены между разными уровнями власти, по каким принципам составляются и балансируются бюджеты.
Но ведь школьники не могут напрямую влиять на бюджетный процесс.
Бюджетная грамотность, заложенная в умы молодого поколения сегодня, – это колоссальный шаг к прозрачному управлению и понятной политике завтра. Школа – это отличный плацдарм для воспитания и расширения кругозора. Ведь в вузе студент фокусируется на узкой предметной тематике, а у школьника есть возможность выбора из широкой палитры дисциплин.
Курс по бюджетной грамотности является обязательным к изучению?
Это дисциплина по выбору. Курс рассчитан на 36 часов и содержит 7 разделов, его общая продолжительность – 1 год, и в нем наряду с классическими лекциями, когда учитель 30 минут говорит, а ученики конспектируют, активно используются различные интерактивные технологии. Это могут быть деловые игры в группах, рассмотрение кейсов, «перевернутый урок», викторины с родителями, визиты в финансовые органы. Все это вкупе с иллюстративным подходом воспринимается старшеклассниками очень хорошо, им это интересно, и они задают правильные вопросы.
А как это воспринимают учителя?
В рамках проекта, чтобы понимать его, я сам ездил в Алтайский край и неделю занимался с учителями из разных школ. Изначально многие из них смотрели на новый курс с настороженностью. Однако по мере погружения в процесс постепенно избавлялись от этого. В настоящее время я вижу как растет живой интерес к курсу. Серьезно способствует этому специальный форум, где учителя могут обсуждать между собой интересующие их вопросы, и большая методическая поддержка с нашей стороны – подборка более ста различных учебников, статей, методических рекомендаций и положений по бюджету. Так что процесс подготовки учителей хоть и сложный, но очень живой и результативный.
Каким будет ваш следующий шаг?
Мы прошли стадию апробации курса на 1000 участников из 10 школ в каждом из 4 российских регионов, и она показала, что наша программа готова к широкому тиражированию. Параллельно проходила независимая экспертиза материалов и остаточных знаний школьников – ее результатом стал вывод о том, что курс хорошо воспринимается старшеклассниками.
Теперь мы работаем над включением курса в реестр рекомендуемых Минобрнауки дисциплин для преподавания, чтобы школы могли тратить на приобретение материалов курса бюджетные средства. Пока проект финансируется Минфином и Всемирным банком, но в дальнейшем издательство должно будет брать все риски на себя и печатать тиражи для реализации по рыночной цене. Для этого, конечно, нужен спрос со стороны школ, а где-то возможно и родителей.
Одновременно мы начинаем работу со СМИ, ведь это основной канал доведения информации до широких масс.
И, все-таки, с трудом верится в то, что власть поддерживает бюджетную открытость
Не соглашусь, сейчас бюджетная грамотность – это очень востребованный сюжет, который публично обсуждают и в Минфине, и в Совете Федерации. Есть информационный портал проекта на сайте Научно-исследовательского финансового института (НИФИ) при Минфине России, обсуждается создание рейтингов регионов по повышению бюджетной грамотности. Наши разговоры с муниципальными и региональными властями также показывают, что есть серьезный прогресс в понимании необходимости повышения бюджетной грамотности, в т.ч., их собственной.
Можете ли вы сформулировать цель на будущее, достигнув которую сможете сказать, что ваши усилия были не напрасны?
Нам всем надо пройти эволюцию от человека, вопрошающего «что я, как законопослушный налогоплательщик, плачу в бюджет?», до человека, который задает вопрос «как я, активный гражданин, участвую в бюджетном процессе для создания лучшего будущего»? И если таких людей будет большинство, то я буду считать, что цель проекта достигнута.
Илья Соколов
Заведующий Лабораторией исследований бюджетной политики ИПЭИ РАНХиГС при Президенте РФ.
Получил экономическое и юридическое высшее образование. Кандидат экономических наук.
Начинал свою карьеру специалистом в Промторгбанке по операциям на фондовом рынке. В 2002 году стал научным сотрудником лаборатории стратегических проблем развития рыночной экономики в Институте проблем рынка РАН, а через два года – доцентом кафедры экономической политики в МГУ и РГГУ.
В течение пяти лет заведовал лабораторией бюджетной политики направления макроэкономика и финансы Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара, после чего в 2013 году стал директором департамента бюджетной политики в Министерстве финансов РФ.