Найти в Дзене
galgut_and_books

Обнажение убийцы. О романе «Кэрель» Жана Жене.

Франция, год 1947-ой. Жан Жене пишет свой четвёртый роман. Сартр еще не успел воспеть талант французского дарования в своём 600-страничном «Святом Жене, комедианте и мученике», зато Жене успел отсидеть в колонии, сбежать из колонии,  записаться на службу в Иностранный легион, дезертировать оттуда, ещё несколько раз попасть в тюрьму за кражи, подделку документов и бродяжничество. Жене грозил также пожизненный срок за преступление, понятое многими коллекционерами книг и любителями литературы - за кражу редкого издания Верлена. Не имея образования и проведя всю юность в тюрьмах и колониях, Жене тонко чувствовал литературу, умел обращаться со словом. Недаром за него перед законом вступались видные литераторы своего времени Жан Кокто и Жан-Поль Сартр. Благодаря вмешательству писателей, Жене избежал срока и получил возможность творить на свободе. Прожив 75 лет, бывший уголовник подарил миру 6 романов, несколько пьес, поэму и даже два фильма. В Союзе Жан Жене не печатался. Первое издание на

Франция, год 1947-ой. Жан Жене пишет свой четвёртый роман. Сартр еще не успел воспеть талант французского дарования в своём 600-страничном «Святом Жене, комедианте и мученике», зато Жене успел отсидеть в колонии, сбежать из колонии,  записаться на службу в Иностранный легион, дезертировать оттуда, ещё несколько раз попасть в тюрьму за кражи, подделку документов и бродяжничество. Жене грозил также пожизненный срок за преступление, понятое многими коллекционерами книг и любителями литературы - за кражу редкого издания Верлена. Не имея образования и проведя всю юность в тюрьмах и колониях, Жене тонко чувствовал литературу, умел обращаться со словом. Недаром за него перед законом вступались видные литераторы своего времени Жан Кокто и Жан-Поль Сартр. Благодаря вмешательству писателей, Жене избежал срока и получил возможность творить на свободе. Прожив 75 лет, бывший уголовник подарил миру 6 романов, несколько пьес, поэму и даже два фильма.

Жан Жене. Фото - quotationof.com
Жан Жене. Фото - quotationof.com

В Союзе Жан Жене не печатался. Первое издание на русском языке датируется 1991 годом (знаменитые «Служанки», взорвавшие Францию ещё в 1947 году). Впрочем, такое пренебрежение советской власти к, не побоюсь этого слова, классику французской литературы, совсем неудивительно. Жене, человек, воспевавший убийство и насилие, превозносивший похоть и отрыто писавший о гомосексуальных отношениях, не гнушаясь интимными подробностями, явно не образец для подражания для строителей светлого коммунистического общества. Впрочем, произведения французского писателя до сих пор не утратили своей актуальности и представляют интерес, как для литературоведов, так и для рядовых читателей.

«Кэрель» - роман, пропитанный портовыми запахами, духом свободы и порочностью во всех её проявлениях. В центре сюжета Он - Аполлон, притягивающий взгляды, мужчина, обладающий даром убеждения, сводящий с ума всех вокруг. Он же убийца со стажем, не пойманный до сих пор, а потому уверенный в своих силах, вор, подлец, для которого не существует ничего святого, кроме личного кодекса чести, в коем ни один порядочный человек не обнаружит и йоты добропорядочности. Среда обитания Кэреля - корабль, и где-то между плаваниями - портовые города. В романе Жене, преобладает один город, пристанище родного брата главного героя, где Кэрелю суждено на наших глазах совершить убийство и искупить его. О предыдущих проступках Аполлона лишь вскользь, и для того, чтобы читатель уяснил: это не в первый раз, не во второй и вряд ли в последний. Грехи герой отпускает себе способом не общепринятым и не общеодобряемым. У таких как Кэрель своя мораль. О ней-то и книга Жана Жене, в бОльшей степени о ней. Философия убийцы и вора, описанная автором вкрадчиво и понятно, но остающаяся чуждой для большинства законопослушных читателей.

Французский Брест. Фото - belarusad.info
Французский Брест. Фото - belarusad.info

Жан Жене - параллельный мир, литератор резко отличающийся от когорты французских классиков. «Кэрель» - роман, написанный высоким стилем (просторечные выражения и жаргонизмы Жене допускает в основном в диалогах героев, и редко в авторском тексте) о самом низменном и порочном, открывающий дверь в жизнь, которой мы никогда не видели и надеемся никогда не увидеть. Декорации: небольшой портовый городок, бордель (он же кабак, ресторан и святящие рампы, притягивающие и одновременно отпугивающие местное населения и приезжих), безлюдные улицы в сумерках и в ночи. Общее настроение - туман. Им окутано всё пространство произведения, яркого света в романе нет, ибо он не передаст атмосферы. Герои - моряки, владельцы дома терпимости, рабочие и молодые люди из семей неблагополучных, тянущиеся к авторитетам криминальным или склонных к этому самому криминалу. Интересно то, что в небольшой роман Жан Жене поместил не меньше пары десятка героев, из которых женских персонажей всего два, и те не прописаны (в отличии от всех мужских характеров). Лица слабого пола введены Жене лишь как некий противовес (впрочем, не имеющий особого влияния) миру мужчин, вернее даже как условный знак того, что женщины в принципе существуют. К тому же женские образы служат иллюзией выбора сексуальной ориентации, то есть будь в романе только мужчины , герои имели бы возможность заниматься сексом лишь с лицами своего пола, а вот когда имеется даже пара женских образов, вся ситуация выглядит иначе: каждый персонаж делает выбор выбор между гетеросексуальностью и гомосексуальностью. У Жене превалирует последнее, но, повторюсь, это представляется как взвешенное решение, что крайне важно. Такое решение может быть продиктовано разными мотивами (Жене пишет, что настоящий гей в романе один, а остальные... «один раз не пидорас»), и у каждого героя они отличаются. Будучи открытом гомосексуалистом, Жан Жене искренне смакует все сцены сексуального характера, где двое мужчин в грубой ли, или нежной форме взаимодействуют друг с другом. Сексом пропитано буквально каждое столкновения одного героя с другим. Что-то воспринимается как страсть и вожделение в чистом виде, а что-то имеет отголоски чувств и даже любви. Французский писатель мастерски окунает своего читателя в ситуации, где два суровых мужчины ласкают друг друга, и где это выглядит максимально естественно.

«Кэрель» Жана Жене - много пластовое произведение, затрагивающее проблемы морали, жизненного выбора, человеческих взаимоотношений (любовь, дружба, братские чувства, поддержка, уважение, предательство и многие другие), отличающееся подачей (повествование от первого лица множественного числа) и атмосферой туманной, подчёркнутой серым бретонским гранитом, что обрамляет портовый город, в котором читать проведёт большую часть книгу. Роман Жана Жене - приоткрытое окно в мир чуждый и непонятный, куда мы получаем возможность взглянуть одним глазком.

Кадр из фильма "Керель" (1982 г.)
Кадр из фильма "Керель" (1982 г.)

Кадр из фильма "Керель" (1982 г.)
Кадр из фильма "Керель" (1982 г.)

Кадр из фильма "Керель" (1982 г.)
Кадр из фильма "Керель" (1982 г.)