Каршеринг пришел в Беларусь: вот уже несколько недель краткосрочная аренда автомобилей работает в Минске в коммерческом режиме, так что воспользоваться сервисом может каждый желающий. Мы же решили не просто проверить, как работает система, а сравнить минский Drivetime с вильнюсским аналогом Citybee. А еще на практике проверить скорость и стоимость каршеринга в сравнении с традиционными видами транспорта. И внимательно изучили договор аренды.
Каршеринг в Минске и Вильнюсе: в чем разница?
Что представляет собой каршеринг в принципе и как он работает, мы рассказывали на примере вильнюсского сервиса Citybee. Минский Drivetime работает по похожей схеме, но имеет ряд отличий и особенностей.
Плюсом белорусского каршеринга является то, что заканчивать аренду и соответственно ее начинать можно в любой точке Минска в пределах МКАД, включая Уручье, но исключая Шабаны. В Вильнюсе это возможно лишь в специально обозначенных зонах.
Плюсом Driverime также является режим "Ожидание": если во время аренды вы оставляете автомобиль на какое-то время, но собираетесь воспользоваться им вновь, то платите за минуту лишь 6 копеек против 29 в режиме поездки (включено 70 км). А вот сутки стоят 99 рублей с ограничением 200 км (при превышении порога доплата составит 19 копеек за каждый лишний километр). Суточный тариф откровенно завышен - обычная аренда обойдется заметно дешевле. Более того, это даже дороже, чем в Литве!
А еще у литовцев есть достаточно выгодная в ряде ситуаций промежуточная часовая тарификация. При этом смена плана в Citybee происходит автоматически, в то время как пользователь Drivetime выбирает тарификацию самостоятельно при начале аренды.
Парк у Drivetime пока небольшой и состоит преимущественно из малолитражек Ravon R2, имеется также Sandero Stepway. У Citybee выбор моделей куда шире: от малолитражных Fiat 500 до Porsche Boxster! Само собой, в зависимости от класса автомобиля заметно отличается и тарификация. Зато для клиентов имеется дополнительный стимул: есть возможность "прохватить" на BMW X1 или электрическом BMW i3, а для перевозки груза воспользоваться Fiat Doblo или Ducato. На Ravon R2 много не увезешь, да и условиями договора перевозка грузов и животных запрещена…
В Литве местный житель может подключиться к Citybee онлайн, иностранцам придется обращаться в офис, но все оформление займет считаные минуты. Зарегистрироваться в Drivetime все равно что заказать комнату в отеле в национальной системе бронирования: многоходовочка, которую за пять минут не выполнишь. Для начала через сайт или приложение надо отправить заявку, затем в течение нескольких дней ждать, когда ее одобрят (в нашем случае на это ушло больше недели!), и только потом можно обращаться в офис партнера (МТС), чтобы подписать договор присоединения. Сложно и долго!
Что быстрее, а что дешевле?
Некоторые наши коллеги уже протестировали каршеринг, но с другими видами транспорта если и сравнивали, то в теории. Мы же решили устроить своеобразное соревнование между арендным автомобилем, такси, личной машиной и общественным транспортом. Это позволит практическим путем выяснить, как в реальных условиях соотносится каршеринг с другими видами транспорта как по временным, так и по финансовым затратам.
Стартуем одновременно из редакции (пр-т Независимости в районе Национальной библиотеки), а встретиться договариваемся на разворотном кольце троллейбусов рядом с пересечением улиц Карастояновой и Некрасова. Кто быстрее и дешевле преодолеет путь длиной 7-7,5 км?
Алексей поедет на машине, поэтому направляется прямиком к ней. Евгений уже звонит в службу такси - машина прибудет через три минуты. Вадим спускается в метро, а я - вслед за ним, ведь до ближайшей каршеринговой машины две остановки на этом виде транспорта. Правда, в противоположном направлении от нужного…
Спустя пять минут после старта я лишь дожидаюсь поезда, а еще через пять выхожу на станции "Уручье". Если верить приложению Drivetime, здесь рядышком припарковано сразу три автомобиля! Именно потому, что есть запас и выбор, я не спешил бронировать машину - лучше выберу ту, что чище, чтобы проще было осматривать на предмет повреждений.
Впрочем, два ближайших Ravon R2 одинаково покрыты хорошим слоем пыли, так что особой разницы нет.
Внимательно осматриваю автомобиль и на всякий случай фотографирую его. Ведь, начиная аренду, я фактически подписываю акт приема-передачи, все пропущенные мной повреждения, а также "некомплект" по документам и оснащению могут затем приписать мне.
Автомобиль, конечно, не самый чистый, но целый, поэтому даю команду "начать аренду". Но в ответ приложение выдает сообщение о том, что я слишком далеко от машины, хотя вот она, на расстоянии вытянутой руки!
Звоню оператору сервиса, сообщаю о проблеме, на что мне советуют проверить настройки смартфона в части геолокации или попробовать перезагрузить приложение. С настройками вроде все в порядке, но перезагрузка в итоге помогает: машина открывается. С момент старта прошло 20 минут…
Но и это еще не все! Оказавшись в салоне, обращаю внимание на грязный коврик (на всякий случай фотографирую), проверяю наличие ключей в замке зажигания, документов и заправочной карты в бардачке.
По условиям договора аренды обязательно надо заглянуть в багажник, чтобы проверить наличие знака аварийной остановки, аптечки и огнетушителя. Все это собрано в сумку, которая привязана к кузову. И это решение не из лучших: приходится держать сумку в одной руке, а другой приподнимать коврик, чтобы удостовериться в том, что "запаска", домкрат и балонный ключ на месте.
Колесо есть, инструмента нет. Снова звоню в службу поддержки. Оказывается, инструмент изъят самой компанией, а в случае прокола пришлют специально обученного человека, который произведет замену колеса. С одной стороны, такая подстраховка понятна: мало ли как клиент прикрутит "запаску". Ну а если колесо спустит глубокой ночью в глуши? Мелкая неприятность может обернуться потерей времени и нервов. Наконец, если инструмента нет по определению, зачем требовать проверку его наличия?
Пока суть да дело, времени потеряно порядком: лишь спустя 29 (!) минут после отъезда из редакции, 18 минут с момента подхода к автомобилю и 7 минут с момента его открытия я выезжаю со стоянки. Больше всего времени потеряно на внешний и внутренний осмотры, безуспешный поиск инструмента и проблемы с открытием машины из-за "глюка" приложения.
О самой поездке рассказывать особо нечего. За счет того что ехал по центральным магистралям, 9,4 км пути преодолел примерно за 15 минут - оставил машину на подъезде к финишной точке, увидев свободное место на стоянке. Это тоже своего рода хитрость: зачем переплачивать, пытаясь подъехать как можно ближе к месту назначения и катаясь в поиске паковочного места? Прекращать аренду в местах, запрещенных для стоянки, в подземных паркингах и на закрытых территориях запрещено.
Проверяю, что всю выключено, "автомат" в положении "Р", "ручник" затянут, стекла подняты, двери закрыты - все, как того требуют условия договора. После этого машину закрываю при помощи приложения - и тут же получаю расчет: 6,18 рубля за 23 минуты 12 секунд пользования. При этом, напомню, собственно в пути я находился лишь 16 минут, все остальное время потрачено на поверку комплектности, подготовку к поездке и окончанию аренды. Еще полторы минуты, чтобы добраться от оставленного автомобиля до места сбора - и убедиться, что ждут только меня!
Результаты и расчеты
Быстрее всех приехал на такси Евгений: он был на месте уже через 18 минут после старта. Буквально на две минуты позже появился Алексей: ехал он с такси практически вровень, но на "желто-розовый" решил не проскакивать. Плюс еще какое-то время потрачено на парковку в ближайшем проезде.
Даже Вадим на общественном транспорте доехал за 34 минуты! И это несмотря на то, что ждать своего троллейбуса после выхода из метро пришлось около 10 минут. Мне же в общей сложности понадобилось 46 минут! Из них 11 ушло на то, чтобы добраться до машины, примерно столько же - чтобы разобраться с "глюком" приложения и дважды пообщаться со службой поддержки, еще 8 минут - на внешний осмотр, проверку комплектности, настройку сиденья и зеркал.
Если исключить форс-мажор в виде долгого открывания машины и выяснений по поводу отсутствующего инструмента, предположить, что при должной сноровке можно проводить контрольный осмотр за две-три минуты, все равно выходит, что минимум на поездку ушло бы не менее 30 минут, что в полтора раза больше, чем на такси или собственном автомобиле.
Ну а что по деньгам получилось? Дешевле всего, конечно же, поездка обошлась пассажиру общественного транспорта: 60 копеек за жетон в метро, 55 за талон на троллейбус - итого 1 рубль 15 копеек. Поездка на каршеринге также потребовала покупки жетона, так что с учетом его цены суммарная стоимость поездки - 6 рублей 78 копеек. За такси пришлось заплатить 7 рублей 70 копеек - и это самая дорогая поездка.
А как насчет автомобиля? Это сложный вопрос! Если считать только потраченное топливо, то выйдет меньше рубля. Но ведь правильно считать все затраты на владение автомобилем, включая не только расходы на бензин или солярку, но также техническое обслуживание, страховки, потерю стоимости. Опыт ведения таких расчетов показывает, что с учетом всех затрат на топливо приходится лишь 25-40%, а стоимость одного километра может колебаться в пределах 20-60 копеек.
У нас есть достоверные расчеты по Renault Logan: по итогам трех лет владения один километр пробега обходился в 27 копеек. Во время эксперимента автомобилист проехал 7,5 км, значит, затраты составили 2 рубля 2,5 копейки - всего в два раза больше, чем на общественном транспорте и в три с лишним раза дешевле, чем на арендной машине и тем более на такси.
Сводная таблица хотя и относится к конкретной поездке, в целом довольно правильно отражает расстановку сил. Так, она наглядно демонстрирует преимущество личного автомобиля: хотя и по скорости, и по стоимости он занял второе место, по сумме двух качеств это безусловный лидер. Ну а если по какой-то причине воспользоваться им нельзя? Вот тогда и приходится выбирать!
На общественном транспорте долго, но дешево. Такси, наоборот, быстро, порой даже быстрее и удобнее, чем на личном автомобиле. Правда, такси должно обходиться чуть дороже, чем каршеринг, и не только в нашем конкретном случае. Впрочем, мы-то воспользовались обычной службой, на Uber вышло бы дешевле. Но и поездка на каршеринге могла бы стоить меньше, если бы я не тратил столько времени на осмотр автомобиля и подготовку к поездке. С другой стороны, застрянь я в пробке, могло выйти и дороже. Вообще поездка с поминутной тарификацией в час пик должна быть недешевым удовольствием…
Но даже если не делать акцент на стоимости, на привлекательность каршеринга влияет несколько факторов. Первый - число доступных автомобилей. Сейчас их на весь Минск всего два десятка, чего явно недостаточно. Свободных машин как раз хватает, но, как правило, они далеко не в шаговой доступности. А это увеличивает длительность и, возможно, стоимость всей поездки.
Второй фактор - процедура "приемки" автомобиля. Объективно она нужна, но по факту тоже отнимает время и сказывается на стоимости поездки. С учетом того, что каршеринг - это именно кратковременная аренда автомобиля для поездки продолжительностью 15-20 минут, увеличение суммарного времени снижает его привлекательность. В нашем случае это получился самый медленный, при этом едва ли не самый дорогой вариант сообщения!
За все заплатит клиент
Но и это еще не все! Третий и, на наш взгляд, самый значительный момент, который может сказаться на решении пользоваться кратковременной арендой автомобиля, - условия договора. В офисе МТС вы подписываете лишь один листок. А вот все условия прописаны уже в договоре присоединения, и клиенту Drivetime крайне желательно их знать, выполнять и представлять, какими последствиями чревато нарушение правил пользования арендным автомобилем.
Почему - объясняет наш юрист Евгений Грачёв:
"Договор большой и сложный. Поскольку он называется договором присоединения, то читали вы его или нет - не важно. Если галочку в соответствующем окошке на сайте арендодателя поставили, то по умолчанию ознакомились со всеми его положениями. Как указано в пункте 2.10 договора, "присоединяясь к договору, клиент гарантирует и подтверждает, что он прочитал условия, осознал значение и смысл указанных документов, согласен с их содержанием и обязуется их выполнять". А почитать внимательнее данный документ стоило бы, и вот почему. Прав у клиента мало, но обязанности сложно сосчитать, да и штрафные санкции такие, что в некоторых случаях за один только штраф можно приобрести средний по нашим меркам автомобиль на вторичном рынке. Поэтому на штрафах и акцентируем внимание.
Начнем с того, что арендодатель вправе осуществлять в автомобиле видео- и электронное наблюдение - об этом говорит пункт 4.6.3 договора. Причем в самом автомобиле никакой предупреждающей таблички вы не найдете, поскольку по умолчанию вы ознакомлены с условиями договора и его содержанием. Далее непосредственно о штрафах:
- если совершили ДТП по своей либо обоюдной вине, то оплатите ремонт автомобиля и заплатите штраф в размере 20 процентов ущерба. И что самое интересное, пока автомобиль будет в ремонте, арендодатель может взыскать с вас стоимость каждой минуты аренды по установленному тарифу, то есть того времени, в течение которого арендодатель не сможет использовать автомобиль по его назначению (аренде);
- если попали в ДТП "под мухой", то грозит полное возмещение ущерба по ДТП и штраф по договору в размере 5000 рублей;
- если потеряли (у вас изъяли, лишили) водительское удостоверение и не сообщили об этом арендодателю, то штраф 5000 рублей, оплата всех дополнительных расходов, связанных с утерей (изъятием или лишением в/у), в том числе ПОЛНОЕ возмещение стоимости автомобиля;
- если автомобиль изъяли в порядке статьи 317-1 УК РБ за повторную езду в пьяном виде, то и стоимость авто возместите, и штраф 10.000 рублей заплатите;
- если отключили или повредили в автомобиле терминал - 4500 рублей штрафа;
- в случае передачи права управления автомобилем любому третьему лицу штрафуют на 5000 рублей. Если водителю, например, стало плохо и он попросил супругу на этом автомобиле довезти его до больницы, все равно рискуете попасть на штраф;
- если подвезли кого-нибудь до дома, а пассажир рассчитался с вами деньгами - штраф 1000 рублей за использование автомобиля в коммерческих целях.
И по "мелочам": покурили в салоне - 70 рублей плюс расходы на химчистку и уборку салона; оставили автомобиль на закрытой территории или с нарушением правил парковки - 350; оставили авто с низким уровнем топлива - 30; залили в бак вместо АИ-95 бензин другой марки - 650; предоставили при регистрации на сайте неполные (неверные) данные - 1000 рублей и т.п.
В общем, все удовольствие от поездки можно испортить одним только упоминанием об уплате штрафа. Отметим также, что если вы перед поездкой не обнаружили каких-либо повреждений автомобиля или салона (например, дырку на заднем сиденье), то материально ответите именно вы, так как по условиям договора обязаны осмотреть и сообщить о повреждениях службе поддержки, а если не увидели, это ваши проблемы.
Понятно, что штрафы заоблачные, но как их уплатить? Их спишут с вашей банковской карты, которая привязывается к системе при регистрации услуги. Как дословно прописано в договоре, "оплата штрафов производится в безакцептном порядке путем списания соответствующих денежных сумм с банковской карты клиента".
Короче, прежде чем прокатиться с ветерком на таком арендованном автомобиле, нужно хорошенько подумать и помнить, что арендатор может вести видеонаблюдение в салоне автомобиля. А уж если решили, допустим, закурить в салоне, то посчитайте, сколько пачек сигарет вы можете купить за 70 рублей предполагаемого штрафа, который спишут с вашей карты.
Про возмещение вреда вообще отдельный разговор. Если я не заметил повреждений салона и спокойно поехал на таком автомобиле по делам, то почему я должен платить, если я этот вред не причинял? Да, в договоре прописано, что это мои проблемы, если не заметил, но по общим принципам гражданского законодательства, закрепленным в статье 933 Гражданского кодекса РБ, лицо освобождается от возмещения вреда, если докажет, что этот вред не причиняло. А по договору доказывать даже возможности не дают, не заметил - значит, со счета спишут сумму штрафа.
Отметим также, что независимо от того, нарушаете вы условия договора или нет, арендодатель может отказаться от предоставления услуги в любой момент без объяснения причин."
***
Хотелось бы верить, что столь жесткий документ нацелен лишь на то, чтобы защитить интересы компании именно в вопиющих случаях, когда клиент намеренно повреждает автомобиль или водит его в нетрезвом состоянии. Но в данной редакции договор имеет множество рычагов для того, чтобы едва ли не по любому поводу взыскать с клиента солидный штраф, не говоря уже о том, что в случае вины пользователя он может "попасть" на деньги несколько раз, не только возмещая ущерб, но и выплачивая штраф. Учитывая все принимаемые на себя обязательства, риски, грозящие штрафы, возможность списания штрафов "автоматом", прочие условия такого договора, десять раз подумаешь, прежде чем воспользоваться каршерингом. На Uber или такси, ей-богу, как-то спокойнее!
P.S. Забавно, но буквально вчера в Москве была разбита Ferrari одной из служб каршеринга, после чего представители компании заявили о том, что никаких штрафных санкций не последует, "автомобиль застрахован и уже отправлен в ремонт".
Иван КРИШКЕВИЧ
Фото автора, Алексея ХВОЩИНСКОГО и Вадима ЗЕНЬКЕВИЧА
ABW.BY