После нескольких неудачных вылетов камикадзе на американские авианосцы в начале 1945 года японское командование выпускает 3 апреля следующий ужасный приказ -
атаковать американский флот сразу более чем сотней самолетов одновременно. Это самый радикальный приказ штаба японского командования, и он охватывает атаки в течение двух ближайших месяцев.
Сотни пилотов в тренировочных лагерях готовятся к своему последнему вылету. Некоторые из них должны будут лететь на бреющем полете вдоль американских кораблей. У других задача в пикировании атаковать палубы кораблей. Вскоре поступает приказ атаковать самые важные корабли союзников - авианосцы. Если авианосцы вместе с истребителями на их палубах будут потоплены, без прикрытия с воздуха американцы не смогут вторгнуться на главные японские острова.
Путем пропаганды до населения доводится мысль о том, какие ужасные последствия будет иметь вторжение американцев в японские города. Многочисленные рекруты подают заявления в военкоматы. Конечно, они думают и о своей собственной жизни, но любовь к родине перевешивает чашу весов. Это серьезная мотивация - думать о том, что сделают с твоей семьей захватчики.
Но не все согласны со стратегией камикадзе. Шигиеши Хамасоно - опытный пилот. Ему поставлена задача лететь в первой волне камикадзе.
Он рассказывает: "В моей группе должны были лететь еще 72 пилота. Заместитель руководителя операции прямо сказал нам, что мы спокойно можем пожертвовать двумя третями нашей группы. Если хотя бы 30% наших пилотов поразят цели, этого будет достаточно. Я, конечно, услышав это, не запрыгал от счастья. Но у меня не было другого выбора. Того, кто осмеливался критиковать стратегию самураев, воспринимали как предателя. В действительности, в последний бой должны были лететь пилоты, стоявшие на нижней ступеньке армейской иерархии. Они не могли отказаться выполнять приказы."
Не смотря на патриотический настрой пилотов, о том, что им придется стать камикадзе, им сообщали не более чем за день или два до вылета. Командиры не хотели, чтобы их подчиненные имели возможность долго думать о своей судьбе. Разрешалось написать прощальное письмо домой, некоторые в конверте посылали прядь своих волос. Можно было позвонить домой родным и попрощаться.
Утром 6 апреля камикадзе начинают свою первую массированную атаку. Это должна быть волна атак длиною в два месяца. Цель у более чем 1400 японских пилотов - флот союзников у берегов острова Окинава. На командном пункте руководитель операции Матому Угаки обращается к пилотам с короткой речью. Среди пилотов находится и Шигиеши Хамасоно.
Он рассказывает: "Речь Угаки была весьма трезвой. Он не дал нам никакой информации о враге, которого предстояло атаковать. Он лишь спросил: есть ли вопросы? Пилот Уцуна спросил Угаки: "Я уверен, что 500-килограммовой бомбой я гарантированно потоплю транспортный корабль. Могу ли я вернуться обратно, если выполню задание?" Ответ был немедленным: "Нет! Вы должны погибнуть." Это все, что сказал нам Угаки. Я тогда еще подумал - неужели он не мог быть более человечным в такой ответственный момент..."
Вспоминает палубный стрелок "ЮСС Банкер Хилл" Эд Дуффи: "Мы уже видели атаки камикадзе на другие корабли нашей группы, но эпизодически. 6 апреля начались массовые атаки камикадзе. Это был ад. Я поднял глаза на небо и увидел около трех сотен японских самолетов, которые приближались к нам. Я не поверил своим глазам. Я стоял на палубе над ангаром и думал: "Что, черт побери, творится в головах этих людей?"
Американский флот у острова Окинава стоит перед совершенно новым вызовом. С авианосцев начинают взлетать одно звено истребителей за другим.
Вот еще воспоминания тех, кто находился на кораблях и в кабинах американских истребителей:
"Наши самолеты были подняты по тревоге для защиты нашего флота. Задача была простая - сбивать камикадзе. Я должен честно сказать, что мне было страшно. За прицелом моего самолета мне хотелось стать совсем маленьким и незаметным. Я наделал в штаны. Можно быть очень хорошо подготовленным пилотом, но в таких ситуациях доминирует страх. Я сбил пару самолетов, однако после вылета мне пришлось менять нижнее белье."
"Не возможно представить, что это такое - стрелять по самолету, который летит прямо на тебя. "
"Атаки не прекращались. Их миссия была просто нас уничтожить."
"Мы думали между собой, что эти пилоты, похоже, просто ненормальные. Мы знали, что должны их сбить, пока они не уничтожили нас."
"Они заходили на нас со стороны солнца, чтобы мы не могли их видеть. Когда мы их наконец начинали видеть, они были уже слишком близко, от силы 30 секунд до удара. Считалось большой удачей, если удавалось сбить кого-то из них."
6 апреля 1945 года у берегов Окинавы разворачивается картина разрушения. Серьезно повреждены 11 американских кораблей. Кроме того, потоплены 3 эсминца, 2 корабля снабжения и 1 десантный корабль.
Однако ни один из авианосцев серьезно не поврежден. Кроме того, многие японские пилоты промахнулись и не поразили свои цели. Тем не менее, 365 американских солдат погибли в этой мясорубке. И психологический эффект был разрушительным.
Из-за ущерба, нанесенного камикадзе американскому флоту 6 апреля, командование союзников вынуждено поменять стратегию, чтобы защитить свой флот. Они размещают вокруг Окинавы многочисленные эсминцы. Эти корабли будут использоваться в качестве радаров наблюдения. Таким образом союзники заранее узнают и успеют поднять в воздух истребители, если к острову приблизятся японские самолеты. Правда, сами эсминцы остаются незащищенными и легко потопляемыми.
12 апреля Матому Угаки издает приказ совершить второе массированное нападение на американский флот. Его камикадзе обнаруживают один из кораблей-радаров. Они атакуют сразу со всех сторон, из первой волны два японских самолета сбивают зенитным огнем. Начинается вторая волна атаки, которая отвлекает американских зенитчиков. Между тем из облаков появляется управляемая камикадзе крылатая бомба - "Ока". Она попадает точно в цель - эсминец ломается пополам точно посередине и идет на дно. Матросы, кого выбросило за борт мощным взрывом, и кто не погиб, могут наблюдать из воды, как тонет их корабль. 73 моряка гибнут, корабль исчезает под водой всего за 3 минуты.
В течение всего апреля несколько эсминцев-радаров потоплены управляемыми камикадзе снарядами "Ока". Это плата за защиту остального американского флота. И с каждым днем, в течение которого японцам удается удержаться на Окинаве, растет число жертв. Не смотря ни на что японские подразделения не показывают признаков ослабления. Битва за Окинаву оказывается длиннее,чем планировали американцы.
8 мая 1945 года война в Европе официально заканчивается. А войска союзников на другом конце света, на Окинаве, чувствуют себя всеми забытыми. Они все еще вовлечены в отчаянное противостояние.
У Матому Угаки истекает драгоценное время. Не смотря на ущерб, который удалось причинить эсминцам, не удалось устранить самые главные цели - авианосцы. 11 мая это меняется. Экипаж авианосца "ЮСС Банкер Хилл" находится в полной боевой готовности. Хотя в любой момент ожидается нападение камикадзе, небо невероятно спокойно.
Рассказывает один из зенитчиков "ЮСС Банкер Хилл": "Мы получили приказ об отмене боевой тревоги и спустились вниз в офицерский отсек, чтобы выпить кофе, противогазы были все еще с нами. Они появились внезапно. Я услышал два мощных взрыва. Это было похоже на неудачное приземление самолета на палубе, но это было нечто большее."
Спустя несколько минут после 10-ти утра двум камикадзе удалось подлететь к кораблю, поскольку они летели близко за двумя возвращавшимся на авианосец истребителям. На радаре они слились в одну точку с американцами и остались незамеченными. Из-за удара двух камикадзе на корабле загорелось топливное хранилище. По вентиляционным каналам едкий дым попадает во внутренние помещения корабля и убивает там всех, у кого нет противогаза. Зенитчики, спустившиеся внутрь выпить кофе и не снявшие противогазы единственные, кто остается в живых. Чтобы выбраться наружу, им приходится карабкаться по трупам, которыми завалены проходы и коридоры.
Авианосец поврежден так сильно, что восстановлению не подлежит. Японцам это наконец-то удалось. Почти 400 членов экипажа гибнут, и это шок для союзников, и несомненный успех для Матому Угаки. Есть и оборотная сторона у этой медали - из более чем сотни камикадзе лишь двоим удается разрушить авианосец.
Всего 3 дня спустя после атаки на "ЮСС Банкер Хилл" атака единственного камикадзе Нукуаки Фуджита приводит в полную негодность авианосец "ЮСС Энтерпрайз". На фото Нукуаки Фуджита.
Корабль так сильно поврежден, что не может быть больше восстановлен. Это был совсем новый корабль адмирала Митчела. Выведение из строя двух авианосцев - величайший успех японцев, но он немного запоздал. В течение двух месяцев непрерывных атак камикадзе начинают заканчиваться как самолеты, так и пилоты. Новых пилотов не успевают готовить, и самолетов не хватает.
Плененный романтическим идеализмом камикадзе, Матому Угаки продолжает посылать пилотов в атаку на американский флот и в июне, и в июле. В апреле и мае от атак камикадзе погибают почти 3 тыс. американских солдат. В июне и июле это число снижается до трехсот. Со стороны Японии 900 камикадзе расстаются с жизнью, потопив при этом 27 американских кораблей.
Японцы поставили на карту все, что у них есть. Применяя тактику камикадзе, правящие круги рассчитывали выторговать себе более выгодные условия при согласовании мирного договора. Этот выстрел, однако, не попал в цель. США пришли к выводу, что нужно применить экстраординарные меры, чтобы быстрее закончить войну.
Трумэн (президент США) не мог не понимать, что при использовании атомной бомбы число жертв в Японии будет очень большим, однако это его не остановило. Военное командование США было убеждено, что Японию нужно просто уничтожить. Японский народ был из тех, с кем не возможно договориться, обычные люди не задумываясь жертвовали свою жизнь ради спасения родины. Когда атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки были сброшены, для американских солдат, месяцами терпевших атаки камикадзе, наступило облегчение - враг был разбит.
На эту тему можно поспорить, но существует мнение, что именно камикадзе спровоцировали применение атомного оружия. Если не только они, то вообще настрой всего японского народа - сражаться до последней капли крови.
Но и после взрыва атомных бомб Матому Угаки не успокоился. Хотя война уже закончилась, он решил присоединиться к погибшим камикадзе, которых посылал в атаку без права возвращения назад. В августе он лично вылетел на истребителе в атаку на американский флот, стоявший у Окинавы, и с ним 22 добровольца. Насколько известно, никто из них не достиг вражеских кораблей, и никто их больше не видел живыми...
Это была последняя атака камикадзе во Второй Мировой войне.
Источник: history.de