Найти в Дзене
Артхив

«Невозможная архитектура» Маурица Эшера

Рассказываем о всемирно известном художнике, который не написал ни одного живописного полотна.

Картинная галерея
Картинная галерея
 Водовороты
Водовороты

Мауриц Корнелис Эшер (1898— 1972) — нидерландский художник, прославившийся благодаря своим орнаментальным гравюрам и работам с «невозможной архитектурой». Эшер мечтал о карьере архитектора, но вынужден был отказаться от нее из-за слабого здоровья. Мировую известность Эшер получил в середине 50-х годов ХХ века после первой выставки в США.

Балкон
Балкон
Восхождение и нисхождение, 1960
Восхождение и нисхождение, 1960

Несмотря на то, что имя Маурица Эшера известно любому человеку, мало-мальски разбирающемуся в искусстве, этот художник всегда стоял особняком среди коллег. Да что там говорить, некоторые искусствоведы даже сомневаются, стоит ли относить его работы к современной живописи. И с ними сложно поспорить, ведь за всю свою карьеру Эшер не написал ни одного живописного полотна.

 Соты, улья
Соты, улья
Человеческие фигуры
Человеческие фигуры
Морские коньки
Морские коньки

Его волновали исключительно гравюры, орнаменты и узоры. Он мало интересовался коллегами-художниками и не общался ни с кем из них (по крайней мере, не сохранилось никаких тому свидетельств), что лишь усиливало его позицию аутсайдера среди живописцев. Но, несмотря ни на что, Эшеру с его мозаичными узорами, невозможной архитектурой и тиражируемыми, бесконечно воспроизводимыми рисунками удалось достичь того, о чем многие художники того времени могли только мечтать. Эшер прославился при жизни и умер в преклонном возрасте практически признанным гением.

Вербум. Земля, небо и вода, 1942
Вербум. Земля, небо и вода, 1942
Метаморфозы III, 1968. Работа занимает почти семь метров в длину и собрана из 33-х одинаковых блоков
Метаморфозы III, 1968. Работа занимает почти семь метров в длину и собрана из 33-х одинаковых блоков
 Все меньше и меньше, 1956
Все меньше и меньше, 1956

Научный подход. В своих работах Эшер использовал разные приемы, основанные на математических принципах, и превращал сложные геометрические фигуры в произведения искусства («Гравитация», 1952). Но наибольшую популярность художник приобрел среди кристаллографов (в основе этой науки лежит принцип симметрии). В 1960 году Эшер прочитал в Кембридже лекцию о симметрии на международной кристаллографической конференции. Некоторые ученые до сих пор используют его работы (такие, например, как «День и ночь», 1938) в качестве иллюстраций для своих статей.

 Рука с отражающей сферой
Рука с отражающей сферой
Водопад
Водопад
Бельведер
Бельведер

Невозможная архитектура. Гравюры, которые прославили Эшера во всем мире, где пространство вывернуто наизнанку, где люди поднимаются по лестницам, ведущим вниз, а вода, стекающая с мельничного колеса, течет вверх, объединяют в себе оптические иллюзии, неевклидову геометрию и приемы имп-арта. Серьезное влияние на художника оказали невозможные геометрические фигуры, созданные ученым Роджером Пенроузом. Играя с воображением зрителя, Эшер в каждой гравюре создает собственный мир невозможного, в котором возможно всё.

Оригинал статьи был размещён по адресу artchive.ru