Найти тему
Медиашкола

Флешбэки в кино

Флешбэк или флэшбэк (от англ. flash — вспышка, озарение; back — назад) — обратный кадр; это художественный приём, временное прекращение повествования сюжетной линии с целью демонстрации зрителю события из прошлого.

Используют флешбэки в основном для объяснения поступков и действий героев повествования, для раскрытия их мыслей и идей. Но в большинстве случаев флешбэк — это предыстория событий и чаще всего представляет собой воспоминание персонажа, его рассказ или сон.

Они бывают двух типов:

— внутренние показывают возвращение зрителя к сценам, уже присутствовавшим в истории;

— внешние показывают события, которые произошли до того, как зритель подключился к сюжету.

Кадр из фильма «Помни», 2000 год
Кадр из фильма «Помни», 2000 год

Виды флешбэков

Эпизод в прошлом

Самый распространённый приём в кино. Его применяют, когда нужно дать определённую информацию, необходимую для понимания сюжета, или для раскрытия персонажа, а также для объяснения его биографии.

Объяснение

Основная цель данного приёма — расставить для зрителя все точки над «ё». Объяснение часто используют в детективном жанре, когда сыщик рассказывает, как он догадался, кто убийца или нашёл разгадку убийства. На таком приёме держится телесериал «Шерлок».

Между прочим, неожиданные вспышки воспоминаний, возникающие в сознании героя и отражающие его состояние, тоже будет объяснением. К примеру, сцена из фильма «Бойцовский клуб»:

Поэтапное раскрытие истины

В этот приём входит серия флешбэков. Каждый эпизод расставлен в хронологическом порядке по всему сценарию, где в течение фильма рассказывается история. Таким образом, мы постепенно узнаём о герое, его жизни или событиях прошлого.

Возьмём в пример картину «Я — легенда». Только в самом конце фильма мы узнали, почему он был совсем один. Поэтому поэтапное раскрытие истины — один из наиболее эффективных приёмов флешбэков. Он создаёт необходимое непонимание на протяжении всего фильма и позволяет делиться информацией о героях и событиях по частям, а не всем и сразу.

Кадр из фильма «Я — легенда», 2007 год
Кадр из фильма «Я — легенда», 2007 год

Сразу к началу

Сразу к началу — такой приём, когда в начале истории показывают пожилого человека (главного героя), который выступает потом в роли рассказчика, а в конце история возвращается «в наше время», где заканчивает своё повествование.

В таких фильмах как «Титаник», «Загадочная история Бенджамина Баттона» и «Миллионер из трущоб» этот приём использован очень эффективно: аудиторию интригует начало «вот однажды было дело...» и держит под впечатлением весь фильм.

Кадр из фильма «Титаник», 1998 год
Кадр из фильма «Титаник», 1998 год

Тизер

Встречается такой флешбэк редко: когда сначала идёт сцена из «настоящего времени», которая позволяет удержать внимание зрителя, а затем всё переносится назад, чтобы подвести историю к этой сцене и продолжить повествование дальше.

Кадр из фильма «Сияние чистого разума», 2004 год
Кадр из фильма «Сияние чистого разума», 2004 год

Из прошлого в настоящее

Некоторые сценарии начинаются с событий в прошлом и только затем следуют события в настоящем. Так начинаются фильмы «Стартрек» и «Отступники». Это позволяет зрителю понять героев, принять их дальнейшие поступки и предысторию их конфликтов.

Если бы мы, например, не видели флешбэк со смертью жены Карла Фредриксена и данное ей обещание добраться до места мечты, мы бы не понимали такого рвения к Райскому водопаду, который испытывает герой фильма «Вверх».

Кадр из фильма «Вверх», 2009 год
Кадр из фильма «Вверх», 2009 год

Параллельные сюжетные линии

Это самый сложный приём с использованием флешбэков. Его можно встретить в картине «Обычные подозреваемые», где развиваются две совершенно противоположные сюжетные линии, которые завязаны на одном из персонажей и пересекаются в определённый момент истории.

Для того, чтобы написать такой сценарий, нужно суметь увлечь зрителя в обоих сюжетах. Причём не забывать, что одни персонажи будут пропадать на некоторое время, пока идут сцены с другими героями. По сути, это два фильм в одном, когда каждая история пишется отдельно. Именно поэтому данный приём сложно сделать правильно.

Кадр из фильма «Облачный атлас», 2012 года
Кадр из фильма «Облачный атлас», 2012 года

Этот «Облачный атлас» тот ещё флешбэк!

Эффекты для обозначения флешбэков

Если вы предпочитаете рассказывать свою историю с воспоминаниями, вам нужно знать разные визуальные и звуковые сигналы, которые помогают зрителю понять, что это не флешбэк, а продолжение повествования.

Медленная выдержка затвора

Система проста: уменьшая выдержку, каждый кадр экспонируется дольше обычного, в результате чего изображение размывается. Данный приём подходит для съёмки сцен, похожих на сон. При этом такой эффект больше используется для коротких воспоминаний.

Переход через свечение

Этот эффект обычно применяется для перехода к новой сцене. Используют его во флешбэках крайне редко. Свечение можно наблюдать, например, когда подозреваемый рассказывает, как он совершил преступление или же персонаж вспоминает произошедшие события прошлого на допросе. А зритель переносится в момент воспоминания.

Данный эффект можно ярко наблюдать в фильмах «Эффект бабочки» (видео ниже) или в телесериале «Стрела».

Белый наплыв

Эффект похож на свечение, однако менее замысловатый. Его можно добиться лишь в монтажных программах. В некоторых программах, например, Premiere Pro CC, нужный переход уже встроен и называется «Dip to White».

Кросспроцесс

Обработка материала при помощи кросспроцесса — это намеренное использование неправильных химических веществ для проявки плёнки. В результате чего, вы получаете неестественные цвета и высокую контрастность. Например, как в фильме «Джанго Освобождённый»:

Не волнуйтесь, такого эффекта можно добиться не только при проявке плёнки, но и используя любую программу для цветокоррекции.

Рассеянное сияние

Рассеянное сияние, действительно, позволяет показать, что сцена в фильме происходит в прошлом. Это приём техники, когда операторы помещают позади объектива сетку, чтобы сделать кожу более гладкой, ровной. В итоге получается эффект неземного происхождения, что помогает определить, что это флешбэк.

Рассмотрим использование такого флешбэка на примере фильма «Рокки 5». Главный герой вспоминает, как занимался с тренером в зале и какие наставления он ему давал. Происходит это в режиме реального времени, то есть показывают воспоминание и что он делает в настоящем.

Цветовой тон

Допустим, что у вас есть повествование, и оно переходит из прошлого в будущее и обратно в рамках одной локации. В таком случае дополнительный оттенок, например использование синего цвета поможет вам визуально отделить моменты, чтобы не путать зрителя и предотвратить путаницу.

Звук

Флешбэк можно передать не только с помощью изображения, но и звука. Обычно переход в прошлое с сиянием сопровождается эффектом swoosh. Кроме того, когда во время флешбэка становится известна какая-либо тайна, зритель, как правило, слышит аудиодорожку с эффектом реверберации.

В фильме «Кон-Тики» мы видим тонущего героя, но слышим детские голоса из его памяти.

Кадр из фильма «Кон-Тики», 2012 год
Кадр из фильма «Кон-Тики», 2012 год

Использовать флешбэки — хорошая идея. Это помогает избавиться от лишних сцен в фильме. При этом в кино появляются новые техники и инструменты для создания флешбэков.

Автор статьи: Анна Герасимова

Источники:

1. Как визуально выделить флешбэк
2.
Когда флешбэки бывают уместны
3.
Приёмы: Флешбэк