Как известно, именно благодаря старообрядчеству искусство славянской рукописной книги не только благополучно пережило Средние века, но и сохранилось вплоть до наших дней. Впрочем, увлечение традиционной каллиграфией уже давно вышло за конфессиональные рамки и скитские стены, перекочевав в дизайн-студии, художественные центры и на арт-площадки.
За последние 10 лет по всей России прошло множество мастер-классов, появились каллиграфические кружки и даже целые школы — только в столице их более десятка. Одной из таких школ является удивительный уголок в самом центре Москвы — Скрипторий на Берсеневской набережной. Наш сегодняшний рассказ — о нем.
Взоры профессиональных художников славянская каллиграфия стала притягивать еще со второй четверти XIX столетия, когда в России, как и повсюду в Европе, на волне национального романтизма пробуждается интерес к культуре и искусству Средних веков. Одним из первых к ней обратился зачинатель «русского стиля» Федор Солнцев. В начале XX в. ее активно использовали в своем творчестве представители русского художественного ретроспективизма: Виктор Васнецов, Иван Билибин, Елизавета Бём и др. В те же годы творил и самый плодовитый из «книжных дел мастеров» — Иван Блинов, чье творчество явилось связующим звеном между традициями старообрядческой книжности и модерном. Будучи в упадке в советское время, данная традиция, однако, не исчезла.
В 2000-е гг. интерес к исторической каллиграфии вновь пошел в гору — ведь в бурном потоке жизни современного мегаполиса так хочется прикоснуться к чему-то вечному и прекрасному, а в традиционной культуре за каждой буквой скрывается целый мир — мир, исполненный мудрости, гармонии и красоты: здесь и таинственный квадрат-палиндром «сатор арепо», и загадочные «крестные» аббревиатуры деревянных голгоф Русского Севера, и азбучные молитвы, и буквенная цифирь, и «крюками» нотированый алфавит. Окунуться в волшебный мир древних письмен теперь можно и в одном из старейших зданий Москвы — в палатах думного дьяка Аверкия Кириллова (втор. пол. XVII в.), куда в прошлом году переехала Школа исторической каллиграфии. У истоков Школы, или Скриптория, как ее часто называют, стоят Андрей Санников и Юрий Ковердяев. Оба — не просто талантливые каллиграфы, но и замечательные педагоги.
Андрей — кандидат филологических наук, научный сотрудник Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН, выпускник филфака МГУ, пришел к каллиграфии через интерес к слову, в процессе изучения рукописей. В Школе он «отвечает» за палеографические исследования. Его «конек» — эволюция букв и типов письма.
Юрий Иванович — профессиональный художник-график с почти 40-летним стажем, чей путь в каллиграфию начался еще в 1979-м — с курсов каллиграфического и художественного шрифта при Московском объединенном комитете художников-графиков. В 1989–1990 гг. Юрий Ковердяев принимал участие в выставке каллиграфии СССР — США; с начала 90-х разрабатывал дизайн ценных бумаг; работая на Госзнаке, выполнял эскизы бумажных денег; участвовал в оформлении «Православной энциклопедии»; в 2008-м Юрий Иванович выиграл конкурс газеты «Аргументы и факты» «Напиши «АиФ» красиво»; кроме того, он является постоянным участником Международной выставки каллиграфии.