Найти в Дзене
zautra.by

Если бабушка потерялась

Почему люди с признаками деменции нуждаются в специализированных услугах, а их родственники часто не замечают болезнь?

Одна из посетительниц группы социальной профилактической поддержки людей с первыми признаками деменции на днях оказалась жертвой навязчивых предпринимателей. Под видом капитального ремонта ей установили окна, порекомендовав подписать договор оказания услуг. Теперь женщина должна компании большую сумму денег, рассказывает психолог благотворительного общественного еврейского объединения «Хэсэд-Рахамим» Екатерина Сергеева.

В прошлом году случилась трагическая ситуация с потерявшимся человеком, страдающим этим заболеванием. Прохожий, который его увидел, вызвал скорую помощь, та − милицию. В результате скорая уехала, потому что не было признаков болезни, а милиция — потому что не было признаков преступления.

Деменция (синдром, при котором в пожилом возрасте происходит деградация памяти, мышления, поведения и способности выполнять ежедневные действия) становится существенной проблемой для Беларуси: население стремительно стареет, общество практически ничего не знает о заболевании, а государственная машина еще находится на пути налаживания межведомственных связей для оказания помощи людям с нарушением когнитивных функций.

Больше половины респондентов проведенного опроса (людей с деменцией или их родственников) обращались за медицинской помощью лишь спустя 1-5 лет после первых признаков заболевания, рассказывает заведующая отделение развития инновационных форм социального обслуживания НИИ труда Минтруда и соцзащиты Наталия Милькота.

− Около половины всех опрошенных ничего не знали о деменции до того, как она пришла в семью. Только 11% довольно много знали о заболевании. Это говорит о низком уровне информированности населения, − подчеркивает эксперт.

Доля жителей Беларуси в возрасте 65 лет и старше, по данным последней переписи населения (2009 г.), составила 14,2%, а по прогнозным показателям Министерства экономики Республики Беларусь уже к 2020 году может достигнуть 27%. Следствием этого может стать и быстрый рост числа пожилых людей с различными формами деменции.

По данным Всемирной организации здравоохранения, в мире больше 47 миллионов людей страдают деменцией. К 2030 году их количество увеличится до 60 миллионов. В Беларуси каждый год диагноз ставят 3,5–4,5 тысячам пожилых людей.

Низкая информированность и игнорирование признаков заболевания вызваны ошибочным мнением о том, что проблемы с памятью − это нормальный процесс старения, представлением, что излечить заболевание невозможно и стигматизацией в белорусском обществе любых психических или похожих на них проблем, отмечают эксперты.

Зачем нужна ранняя диагностика

Специалисты сходятся во мнении, что раннее диагностирование и специальная поддержка улучшают жизнь людей с деменцией и продлевают период, когда болезнь не мешает им жить или обслуживать себя самостоятельно. Это доказывает опыт пилотных проектов по социальной работе с больными деменцией.

Директор Территориального центра социального обслуживания населения Дубровинского района Витебской области Татьяна Кирьянова считает, что при правильно подобранных программах даже людей с более сложной формой болезни можно обучить, заново дать им знания, благодаря которым они дольше будут жить дома, а не в интернатах для пожилых.

Социальные работники заново знакомят пожилых людей с базовыми навыками, нужными в жизни. Получается это с разным успехом, но притормозить болезнь удается.

− Родственники замечают, что после обучения уже сам пожилой человек напоминает им, чтобы они не забыли выключить газ и свет, оставляя его дома одного, − рассказывает специалист.

Но главное достижение в том, что люди после специальных мероприятий строят планы на будущее, к ним возвращается желание жить.

− Одному из пациентов помогла кисточковая терапия. Он начал подниматься. Сейчас уже с ходунами ходит по коридору и мечтает вернуться домой, чтобы быть там полезным, − рассказывает Татьяна Кирьянова.

Благотворительное общественное еврейского объединение «Хэсэд-Рахамим» самостоятельно выявляет таких людей через специальные анкеты, общение с родственниками пожилых людей и личные наблюдения за посетителями объединения.

− В кружках они требуют чуть больше внимания или сидят очень отстраненно, теряются или имеют эмоциональные всплески, − отмечает психолог Екатерина Сергеева.

Год назад объединение начало пилотный проект по работе с людьми с деменцией и людьми, имеющими нарушения когнитивных функций. В зависимости от сложности заболевания пожилые люди посещают дневной стационар несколько раз в неделю или месяц.

− Мы взяли на себя и обязательства работать с семьями: личные встречи, визиты на дом, обмен опытом, − рассказывает психолог.

Специалисты отмечают, что решить вопросы взаимодействия центра соцобслуживания с организациями и медучреждением Дубровинского района оказалось проще, потому что район небольшой, а расширять опыт пилотных проектов на национальный уровень эффективнее после отработки взаимодействия медицинских учреждений, социальных центров и семей, где есть люди с заболеванием.

Почему важно, чтобы люди с деменцией оставались в семье

— В 2016 году 35% пожилых людей, поступивших в дома-интернаты, имели диагноз деменция. В 2017 году из 235 поступивших 173 человека с этим заболеванием. 85% из них имеют детей, — отмечает начальник управления социальных учреждений комитета по труду, занятости и соцзащите Мингорисполкома Людмила Ващило.

− Как правило, диагноз деменция ставится тогда, когда есть необходимость лишения дееспособности, когда человека, чаще всего, приходится определять в интернатное учреждение, − говорит заместитель председателя Гродненской областной организации Белорусского Общества Красного Креста Инна Ситько.

Замкнутый круг получится разорвать, если в стране будет развиваться подходящая система психосоциальной поддержки, обучения родственников и выявление специалистами ранних признаков деменции для своевременного оказания комплексной помощи, считают эксперты. При этом важно дать дополнительные знания работникам первичного звена здравоохранения, сотрудникам системы социальной защиты населения, общественным организациям, работающим с этой категорией, а также научить родственников правилам ухода за близкими с деменцией.

-2