Этот вопрос подобен вопросу о свободе воли, предопределенности нашей судьбы и того, можем ли мы самостоятельно менять ее. Это - философский вопрос, но в отличии от иных вопросов философии он прямым образом затрагивает нашу повседневную жизнь, поступки и прямым образом связан с тем что мы делаем со своей жизнью, и более того - с жизнью других людей.
Свое мнение по поводу Свободы воли ранее я уже выразил в ЭТОМ посте.
Сегодня же я хотел обсудить вопрос того какое влияние на нашу судьбу, на развитие наших способностей, на занимаемое нами место в этом мире оказывает та среда, где мы родились и где мы вырастаем. Так ли фатально она задает то, станем ли мы умными, способными, разовьем свои таланты или же скатимся в безнадежность, уныние и криминал.
В этом посте я хочу уйти от философских размышлений и привести данные более конкретной, экспериментальной науки, а именно - психогенетики.
"Сгущаем тучи"
Еще в семнадцатом веке великий англичанин Джон Локк заявил, что человек от рождения "Чистая доска" на которой среда, обстоятельства "пишут свои письмена". Иным образом куда поместишь человека, чему его научишь - тем он и станет.
Вообще, если это было бы так человека можно было бы менять как вам захочется. Можно было бы построить утопическое общество, где все были бы добры и счастливы, не было бы войн, разрушений и несправедливости. Достаточно лишь создавать такую среду, которая взращивает в человеке лишь хорошее.
Вера в то, что можно кардинально изменить природу человека была присуща строителям Советского Союза, идейным коммунистам, но...на практике все происходило по-иному. Почему-то дети интеллигенции лучше успевали в учебе, а дети маргинальных слоев зачастую тянулись к деятельности хм...околокриминальной.
Но вот незадача! Если от своей природы не убежать, даже изменив среду, огородив от негативных влияний, то наступает депрессия. Нафиг что-то пытаться менять! Нафиг "учить кого-то добру"!
Добрые люди итак станут добрыми, а злые - злыми. Но ведь из опыта реальной жизни мы так же знаем, ну или догадываемся, что все не может быть так однозначно.
Человек - активен. Это единственное животное, которое не приспосабливается под среду, а само создает себе среду. Парадоксальный способ адаптации). Но, это опять же общее философское утверждение, которое в реальной жизни имеет тучу ньюансов. Давайте ближе к конкретике.
Что говорит нам современная наука?
Есть такая наука - психогенетика. Ее задача состоит в том, что бы определить "сколько в человеке врожденного, а сколько приобретенного", а так же то, насколько это врожденное может изменяться в течении жизни под давлением среды. Часто это выясняется за счет экспериментов над близнецами, двойняшками или просто исследуют членов одной семьи, но иной раз используют и биохимический анализ, то есть исследуют уже непосредственно ДНК.
И вот что психогенетика говорит о том, как среда и наша наследственность может влиять друг на друга:
Если среда/общество довольно разнообразно и предоставляет множество возможностей, то каждый может выбирать и получать ту, среду, которая соответствует его способностям.
Но откуда же столько "потерянных" в жизни людей? И как сделать так, что если у вас в семье есть склонность к тому или иному не "сильно желательному" поведению избежать участи ваших родственников?
А дело все в том, что разные гены, могут по-разному реагировать на окружающую среду. Кто-то может вылезти из грязи в ТОП-менеджеры, не смотря ни на что, а кто-то становится ТОП-менеджером в семье ТОП-менеджеров, но не будь этой семьи он бы не достиг таких высот.
Так вот существует ТРИ типа того как гены взаимодействуют со средой.
Пассивный. Это когда вы родились в семье музыкантов, ученых, спортсменов. У вас есть определены предрасположенности и их подпитывает то, что вы выросли в благодатной для этого среде. Дети учителей и ученых чаще зачастую лучше других успевают в школе.
Но в этом случае иногда ваши генетические задатки просто реагируют на ту среду в которой вы находитесь. И если бы ее не было, они бы не развились. В таких случаях среда "тянет" их развитие на себе.
Я говорю далеко не обо всех случаях. Часто в талантливых семьях рождаются талантливые дети, которые сами тянутся к тому, что разовьет их талант и без труда их родителей.
Но если врожденного таланта либо нет, либо он незначителен, то этот человек как только "благодатная" среда исчезнет так же перестанет тянуться к ней и развивать свои способности.
Этот тип влияния можно вольно назвать "по долгу рождения в этой семье....".
Реактивный. У этих товарищей есть некоторый врожденный талант, который нужно лишь "посадить куда надо", "найти благодатную почву". Вот именно для этого и существует проф.диагностика, у человека есть талант, но что бы его развить нужно найти нужную сферу деятельности.
Да и по ребенку в этом случае иногда видно, что у него есть способности к чему-то.
А если мы ему даем дело к которому он склонен, то он довольно быстро проявляет себя в нем.
Однако, этот вид генно-средового взаимодействия потому и называется Реактивным поскольку человека может и не тянуть в эту область, пока ему ее не покажешь. Условно говоря, не настолько силен талант, "генетика", что бы он сам нашел и развил.
Поэтому иногда мы видим людей, которые вроде бы талантливы, но себя еще не нашли. Печально((
Активный. В этом случае у человека есть сильные генетические предпосылки к занятию чем-либо. И он сам их находит. Вундеркинд может родиться в совсем неинтеллигентной семье и не смотря ни на что пробиться и стать выдающимся человеком. Не смотря ни на что.
Этот тип как трава пробивается из-под асфальта.
Это относится и к темным сторонам нашей личности. Некоторые люди от рождения могут прямо таки тянуться к плохим вещам, компаниям, действиям. И единственный способ им не дать скатиться в "адскую бездну" это жесткий контроль над средой и жесткая дисциплина.
Как развить или же не допустить развитие того, к чему вы склонны?
Снова повторю формулу:
"Генетика заряжает ружье, а среда спускает курок"
Пассивный: Задатки будут развиваться при соответствующей среде (много знаний/булочек/"вредных компаний"). Убери среду и это перестанет формироваться.
Реактивный. Задатки разовьются как только человек наткнется на нужную среду. В случае с плохим поведением надо ограничить и не дать возможность либо найти такую компанию/питание. Либо если она уже найдена не допускать к контакту с ней.
Активный. Человек сам все найдет, в случае с "криминальными людьми", как я уже сказал действует жесткая дисциплина и ограничение в пребывании в неблагоприятной среде.
Напоследок....
Не смотря на то, что генетика может оказывать сильное, а иногда и очень сильное влияние на нашу судьбу человек может ее поменять.
Зная, что управляет нами мы можем подняться над этим и ограничить влияние того, что управляет нами.
В этом власть человека, понять то, что над ним властвует изменить это.
Вообще вопрос того, волен ли человек выбирать как ему жить, что ему делать оказывает огромное значения на любые социальные санкции.
Если человек ничего не мог с собой поделать, то нет смысла судить его, это ведь в его природе.
Если человек мог что-либо изменить, но не изменил, то он, именно ОН ответственен ибо имел выбор.
Если общество думает, что человека можно перевоспитать - его перевоспитывают, если же нет - зачем тянуть? Проще казнить. Ведь он лучше не станет. Хотя и казнь тоже не делает человека лучше.
Это всего лишь мысли.