В урожайный год ветви фруктовых деревьев в буквальном смысле ломятся под тяжестью многочисленных плодов. Традиционно используемые подпорки из деревянных шестов не очень эффективны, поскольку в ветреную погоду травмируют раскачивающуюся крону. Но если прикрепить шурупом к торцу подпорки (обычного шеста или планки) кусок покрышки, то и ветка будет удерживаться более надежно, и ее кора останется целой.
Другим недостатком деревянной подпорки является ее невысокая долговечность и порой малая механическая прочность. Как правило, нижний конец, находящийся постоянно в земле во влажных условиях, быстро загнивает и через 2–3 года отламывается. Если это произойдет летом, наверняка с опертой на эту подставку ветки стряхнется часть плодов, а ветка может и сломаться.
Для надежной сохранности урожая и дерева можно сделать практически вечные и очень удобные подпорки. Для них подойдут любые (в том числе и старые) металлические трубы диаметром ½–¾ дюйма разной длины. Для каждой из них согните из железного прутка диаметром 5 мм вилку и вставьте ее плотно в отверстие трубы. Затем из изношенных автомобильных или мотоциклетных шин вырежьте U-образные подкладки шириной примерно 10 см. Пробойником из стальной трубки диаметром 10 мм с заостренной с одного конца стенкой сделайте у обоих верхних краев подкладки отверстия и вставьте в них концы вилки, как это изображено на рисунке. Ударами молотка на подставке нужно пригнуть к поверхности прокладки верхние концы вилки; которые не должны быть выше концов прокладки, чтобы не царапать кору других веток. Полукруглые профили вилки и подкладки, а также большая протяженность последней в сочетании с жесткостью и упругостью совершенно не зажимают ветку и потому при раскачивании дерева или ветки ветром они не травмируют ее кору.
Когда вы ножовкой отрезаете сегмент от автомобильной покрышки, резиновые борта не только норовят зажать полотно, но и вибрируют, доставляя неудобства в работе. Чтобы не сломать ножовочное полотно, вложите внутрь покрышки под место распила деревянный кругляк подходящего диаметра.
И все же, какими бы модернизированными ни были подпорки, они не всегда удобны в использовании, да и просто мешаются под деревом. В таком случае тяжелую ветку спасет растяжка к основному стволу из оцинкованной проволоки (она не ржавеет), а кору дерева от травмирования спасут сектора, вырезанные из старой автопокрышки. Для ветвей средней толщины также можно использовать старую велопокрышку, а для тонких – кольца, отрезанные от велокамеры. На концах такой резиновой скобы пробивают по отверстию, затем охватывают ветку и продевают проволоку сквозь отверстия. Аналогичную операцию проводят со вторым куском покрышки (большего размера), размещая его на стволе дерева так, чтобы натянутая проволока уверенно поддерживала тяжелую ветвь.
Такие крепления надежно предохранят ветви от повреждений и облегчат обработку приствольного круга.