Найти тему
Ирина Голицына

Анчутки

Художник Виктор Федянов был нашим соседом по владимирскому селу. Его дом стоял через дорогу, окруженный старыми яблонями. По вечерам странный свет мерцал в крошечном окне жилища. Словно малиново-оранжевый глаз буравил сумерки. Глаз дракона.

Про художника Виктора Федянова у меня много историй. Был он Человеком Загадкой, Мистером Неожиданность. Половина федяновских историй – с мистическим послевкусием.

Одна внешность художника чего стоила! Высокий, худой, жилистый дядька с узким лицом; длинные, темные почти до плеч волосы, глаза разного цвета: один – зеленый, другой – светло-ореховый. Такие персонажи в старину были кузнецами, знались с нечистой силой.

Художник Виктор Федянов
Художник Виктор Федянов

Федянов жил свободно, как птица. Захотел рыбу ловить – пошел, ранним утром собрался – и по грибы, все надоело – брал лодку, плыл по туманной реке.

Часто художник на клязьминских просторах встречал НЛО, о чем в красках рассказывал в застольях. Народ внимал молча и внутренне трепеща.

Федянов мог прийти зимним поздним вечером к дому и страшно стучать кулаком в дверь. Мой муж Миша открывал, думая, что явились тати и пора защищать семью. Но за дверью оказывался Виктор с большим жестяным блюдом и горой жареной рыбы на нем. Божественные касноперка и подлещики! На дымящуюся рыбу падали нежные, прозрачные снежинки. Федяновские глаза горели дружелюбием и лаской. Согласитесь, картинка из Гоголя. В темпе вальса я накрывала на стол, мужчины садились и начинались беседы-разговоры под рюмочку. Ах, до чего вкусна ночная рыба!

Про анчуток Федянов начинал издалека. Мол, жил за кладбищем пчельник, качал мед, Виктора звал за компанию. До чего ароматный кладбищенский мед, а густой какой! Ложка в нем стояла, потом медленно погружалась в пахучий янтарь, как подбитое судно в тяжелые океанские воды…

-Ты анчуток видела? – как бы между прочим спрашивал художник, прищурив хитро глаз.

-Нет, - растерянно отвечала я. – Кто это?

Федянов пропускал мой вопрос мимо, продолжал свое:

- А я встречал много раз. От пчельника через кладбище иду, темнота, и вдруг краем глаза… что-то светит, мерцает справа. Смотрю на могилы, кто-то там шевелится.

-Кто?! – восклицала я.

- Да не боись, анчутки же! От свежих могил свечение идет, струится так, а они в этом свечении танцуют!

- Витя! – вопила я. – Так кто же эти анчутки?!

Федянов театрально молчал минуту, раздумывал словно и, наконец, «раскалывался»:

- Чертенята. Все их видели. Пойди ночью на кладбище, тоже посмотри.

Ничего себе – посмотри! Да лучше - сквозь землю! Да проще в темную баню за мылом сбегать, чем на кладбище идти!

… За пару лет до кончины Виктор Федянов впал в задумчивость. Ему понравилось ходить от города до села и обратно по два-три раза на дню. Постепенно он забывал знакомых, друзей. Встречая моего мужа Мишу, своего старого доброго приятеля сухо говорил: «Здрасьте» и шел дальше, не оглядываясь.

Когда Федянова не стало и мне сообщили об этом, я подумала, что он ушел из мира живых в мир мертвых по ночной светящейся от только что выпавшего снега дороге…

Виктор Федянов. Зимний вечер
Виктор Федянов. Зимний вечер

Картины художника Федянова ясны и проникновенны, как народная песня. Они похожи на лирические стихи Сергея Есенина. Никогда не скажешь, что их создавал человек, видевший анчуток.

Виктор федянов. Пейзаж
Виктор федянов. Пейзаж

Многие считали Федянова сказочником, балагуром, но не я. Все, о чем он рассказывал, было на самом деле.

Как-то в сумерки я все же оказалась около нашего сельского кладбища. Сердце колотилось молотком от первородного страха. Кто меня заставил бросить взгляд в глубину вечной обители? Там на светящихся могилах плясали крошечные фигурки. Не птицы, не бабочки, не тени, которые, бывают, возьмут и заиграют. Федяновские анчутки, конечно.

Виктор федянов. Пруд осенью
Виктор федянов. Пруд осенью

480M��K�P