В Пушкине на Леонтьевской улице, напротив бывшей Мариинской гимназии и Гостиного двора, находится недавно отреставрированный деревянный дом светло серого цвета. Двухэтажный дом с мезонином, решенный в классическом стиле, является редким сохранившимся образцом рядовой застройки Царского Села начала XIX века — архитектурным памятником федерального значения.
История одного дома
В далеком 1814 году император Александр I утвердил проект застройки земельного участка, отведенного инженер-поручику Франциску Каноббио, смотрителю Таицкого водовода — главной артерии города, снабжавшей в XIX веке Царское Село и парки водой.
Проект был составлен главным архитектором города В. И. Гесте, который, помимо разработки планировки центральной части Царского Села, выполнял и проекты типовых жилых домов. Дом Каноббио — одно из немногих сохранившихся произведений архитектора.
Деревянный дом с мезонином на каменном фундаменте размерами в плане 8 на 5 сажен имел одну особенность — большое трехчастное «итальянское» окно, обшитое тесом, на полуколоннах которого в процессе строительства вместо ионических капителей сделали коринфские, вырезанные из липовой доски.
«Музей для друзей»
Без значительной реконструкции дом пережил революцию, две войны и продержался до своего первого капитального ремонта в середине 1950-х. В 2010 г. дом Каноббио, используемый более полувека в качестве коммунального жилья, пришёл в запустение и совсем обветшал.
К 300-летию Царского Села дом Каноббио был выставлен на торги Фонда Имущества и обрел своего спасителя в лице строительной компании «Корф», одного из самых крупных девелоперских холдингов в Пушкине. Компания купила здание на торгах в 2011 году, отреставрировала его, сохранив исторический облик, и в 2016 году Дом Каноббио распахнул свои двери в новоприобретенном статусе уникального музея-ресторана, в интерьерах которого воссозданы особенности эпохи императорской России XIX века.
Кто готов взять на себя ответственность за реконструкцию исторических зданий и что им движет? На этот вопрос проекту «Обнови Город» ответила генеральный директор компании «Корф», Татьяна Олеговна Волох, восстановившая дом Каноббио своими силами:
Зачем мы это делаем? Из патриотизма. Чтобы город был красивым. У нас есть инструменты в руках, отработанный алгоритм, нам это доставляет радость. Я свою жизнь посвятила тому, чтобы в Пушкине остались пятна, не застроенные многоэтажными домами, — чтобы там сохранились реплики старого города. Вопрос воссоздания памятников стоит очень остро. Даже если проект на старте кажется убыточным, мы все равно за него беремся, потому что так Город будет жить.