Фармацевт постоянно сталкивается с одной и той же просьбой от посетителей аптеки - подсказать,“что лучше”. Точнее, на этот вопрос ему приходится отвечать постоянно...
Но давайте разберемся. По каким критериям покупатели дают оценку лекарствам, и на основании чего ставят клеймо: мол, это средство хорошее, а вот то - плохое?
Посетителей аптеки можно разделить на две категории:
1. Помогите определиться с выбором!
Эти покупатели целиком и полностью полагаются на мнение фармацевта. Они доверяют рекомендациям и наедятся, что работник аптеки укажет на лучшее средство.
2. Не надо мне ничего советовать - вот список!
Такие люди точно знают, что им нужно, и приходят за конкретной покупкой. Однако нередко задают уточняющие вопросы - хотят убедиться в том, что лечатся правильно (то есть, по их мнению, лучшим средством). Если ответ фармацевта заставит их усомниться в выборе - заменяют на другое (более лучшее). И мы снова возвращаемся к первому пункту...
Таким образом, кто бы ни приходил в аптеку, этот вопрос задают все!
Что на самом деле скрывается за этим вопросом?
В силу профессии, фармацевту приходится находить грамотные и убедительные доводы даже на самые глупые просьбы покупателей.
"Что лучше?" - согласитесь, ооочень странный вопрос, так как весьма спорный. Неужели в аптеке найдутся плохие препараты? Вы приходите туда с целью вылечиться, а не причинить себе вред. Но если всегда найдется что-то лучше, чем то, что вам нужно, то почему бы не оставить именно эти чудо-средства в аптеке? А другие - отправить обратно производителю! Фармацевтические компании постоянно создают что-то новоеновое, более эффективное и, как правило, с минимальным количеством побочных эффектов. Но это не значит, что старые средства пора отправить в урну.
Но что значит “лучше”?
Кому “лучше”? Вам? Фармацевту? Или кому-то еще? Разве можно ответить однозначно? Каждый выбирает то средство, которое помогает лично ему. В очередной раз обращаю ваше внимание на фактор индивидуальности. Это самый непредсказуемый момент в фармации! Именно он может дать ложное представление об неэффективности препарата. Но никто не задумывается об этом, когда выдвигает вердикт. А ведь это и есть рациональное объяснение тому факту, что о любом, даже самом "крутом" лекарстве, можно услышать как положительные комментарии, так и отрицательные.
Кто виноват в "не помогло-действии"?
Фармацевт не знает наверняка, что поможет именно вам. Он лишь консультирует, помогает определиться с выбором и предлагает возможные варианты. Но, зачастую, посетителю аптеки этого мало. Иногда проще указать на какой-то конкретный препарат, чтобы лишний раз не спорить с покупателем.
У работника аптеки в запасе есть еще один "беспроигрышный" вариант (на случай, если человек не соглашается с доводами). В своих рекомендациях он опирается на отзывы, но по сути этот метод также не гарантирует 100% результат!
Как узнать, попал ли фармацевт "в яблочко"?
Не каждый еще вернется в аптеку, чтобы рассказать, какой это был чудесный совет. Но всегда найдутся такие, что закидают бедного фармацевта "помидорами", потому что "не то" посоветовал.
Фармацевт рекомендует или втюхивает?
Само собой, фармацевт будет рекомендовать и подсказывать. Это его работа. Самое сложное - понять покупателя (чего он хочет?). Чтобы максимально попасть в цель, работник аптеки задает наводящие вопросы. Круг постепенно сужается, и картина становится ясна.
Но на самом деле, к каждой группе препаратов найдется куча аналогов и синонимов. По любому вопросу фармацевт может предложить вам пол аптеки. Но это вызовет дополнительные вопросы покупателя... Поэтому, в первую очередь, фармацевт предлагает то, что в этом месяце находится в приоритете по плану продаж (маркетинговый план аптеки). Хотя может и посоветовать то, что сам считает нужным. Но судить, “что лучше” можно только на личном опыте, после консультации с врачом!
Помните! Самолечение опасно! А консультация фармацевта не является полноценной заменой визита к врачу.
Лекарства - не конфеты, все не перепробуешь!
Не отказывайтесь от консультации с врачом! Но и не делайте сразу все, что вам говорят: прислушивайтесь, но не скупайте пол аптеки. Выбор всегда за вами.
Чаще всего причина "неправильного" эффекта кроется в самом человеке. В современном мире перед любой покупкой (это не только аптеки касается) можно отправиться на "экскурсию" в интернет. Комплекс всех заблаговременных мер поможет купить препарат, "хороший" именно для вас.
Пить или не пить? Вот в чем вопрос...
То, что помогает вам, не всегда также подойдет другим. У некоторых может проявится куча побочных эффектов, а у вас при этом все будет в порядке. Данный факт не делает препарат "хорошим" или "плохим". Каждое лекарство особенное, собственно, как и вы сами. Так что вопрос "что лучше" - действительно спорный... Однако вы все равно будете снова и снова его задавать, не так ли?
P.S. Речь не идет о препаратах экстренного случая и тех, что необходимы человеку для лечения серьезных заболеваний. Речь про осознанный выбор в повседневной жизни. У каждого человека найдется свое "волшебное" средство, которое он с удовольствием порекомендует другому. Например, в сезон простуды одни люди доверяют народной медицине, другие - предпочитает бады или лекарства, а кто-то лечится исключительно гомеопатией или интерферонами.
Если вас волнует качество, тогда выбирайте оригинальные препараты. Но если вопрос в цене, то всегда найдутся синонимы (не аналоги, а синонимы!). О разнице между аналогом и синонимом, а также о том, как подобрать замену, читайте здесь. И помните, что на эффект препарата может повлиять много факторов.
Что делать, если купили не то лекарство?
Будьте внимательны, приобретая лекарственные средства в аптеке. Убедитесь, что купили действительно нужный препарат.
Внимание! Возвращать и обменивать “аптечный товар” нельзя. Решайте все вопросы сразу, не отходя от кассы! Если вы уже переступили порог аптеки, а потом вернулись (так как неожиданно осознали, что купили не то лекарство)... Никто не будет выяснять: пользовались вы им или нет.
Вы бы купили лекарство, если бы узнали, что его недавно вернули обратно в аптеку?
В исключительных случаях, в аптеке сделают возврат (например, когда вы купили некачественный препарат - об этом будет отдельная статья). И да, вам придется написать заявление с подробной причиной возврата.
Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 (ред. от 23.12.2016)
Для того, чтобы быть во все оружии, не забывайте читать инструкцию и заранее знакомиться с возможными побочными эффектами. Перед тем, как лекарство поступит в продажу, оно проходит многочисленные клинические испытания. Однако какой именно из перечисленных нежелательных последствий проявится - к сожалению, предугадать не всегда возможно.
Будьте здоровы! Лечитесь осознанно!
Еще больше в Telegram канале: t.me/lekarstvo_zdorovie