Важный взнос в становление проблематики человеческого капитала сделали представители неоклассической экономической теории - маржиналисты Альфред Маршалл (1842-1924), Артур Пигу (1877-1956), Михаил Туган-Барановський (1865-1919), Милтон Фридман (род. в 1942 г.) Джон Хикс (19041989), Пол Самуельсон (1915-2009).
Альфред Маршалл, который является основоположником кардинального вектора в современной микроэкономической теории, еще в 1890 г. утверждал, что "наиболее ценным из всех капиталов является тот, что инвестирован в человека". Однако, ученый не связывал формирование человеческого капитала с отдельными личностями, а с семействами. По мнению научного работника, характерной чертой человеческого капитала является невозможность его передачи от носителя к другому человеку, ведь люди выступают одновременно и как средство производства, хранят личную собственность на самого себя.
Инвестирование в развитие человеческого капитала Альфред Маршалл сравнивал с инвестициями в физический капитал, акцентируя на том, что мотивация нагромождения первого в детях путем инвестирования в воспитание и науку является аналогичной к аккумуляции материальных средств для будущего детей. Исследователь подчеркивал значение воспитания, утверждал, что заработные платы имеют тенденцию к тесной, хотя и непрямой связи с расходами на воспроизводство, воспитание, учебу и содержание производительных работников.
Альфред Маршалл особенное внимание обратил на зависимость предельной производительности труда от уровня вознаграждения (заработной платы) работника, утверждая, что заработная плата имеет тенденцию к уравниванию со стоимостью чистой продукции, а предельная производительность труда определяет цену спроса на этот труд. В связи с этим, обращал внимание на тот факт, что материальный уровень благосостояния влияет не только на то, что дети людей с низким уровнем заработной платы не только хуже одетые, но и имеют худшее образование, нехватка средств на лучшее образования является причиной невозможности развития своих способностей, что в конечном случае негативно влияет на их развитие и производительность труда.
Именно Альфред Маршалл впервые осуществил разделение на общую учебу, которая дает возможности получить знание, необходимые во всех сферах жизни, и специальное - знание и умения, важные лишь для определенных сфер деятельности, например обслуживание определенных производственных процессов. Однако, несколько ошибочным было его утверждение, что предприятие не может получить пользу от вкладов в учебу работника, подтверждения чего находим в осуществленных во второй половине ХХ в. исследованиях научного работника Герри С. Беккера (род. в 1930 г.).
Copyright © 2017 Все права защищены. Копирование материалов сайта без указания источника - запрещается.