Как дети, да ладно дети, как вы отличаете хорошего героя от плохого в мультиках? Никогда не задумывались? Оказывается, у каждой школы мультипликации есть своё кодирование посредством цвета и форм, в плотной связке с культурным наследием оно формирует основу восприятия положительного и отрицательного поведения.
Российская мультипликация (наследница богатой советской школы мультипликации) придерживается следующих принципов:
Хороший персонаж имеет максимально скругленные формы и окрашен либо в светлые цвета, либо в цвета очень яркие. Обычно в яркие окрашены персонажи, ориентированные на младших зрителей – так за ними проще следить детскими глазами, выхватывающими из мира самое яркое. Тут стоит вспомнить хотя бы смешариков.
Светлые же персонажи – уже для детей постарше и подростков. Вспомним принцев на белом коне и в белой одежде с красным плащом.
Как мы видим, герои имеют скругленную форму и приятные для глаз цвета.
А вот злодеи у нас, традиционно, темные и угловатые. Тот же кощей-бессмертный, например. Посмотрите на контраст:
Интересно, что другие школы мультипликации отличаются от нашей, поэтому существует мнение, что детям младшего возраста стоит дозировано показывать мультики с другими типами кодирования, так как в противном случае они могут посчитать хорошее – плохим.
Так, для столь популярной сейчас японской анимации кодирования формой совпадают – у них тоже чем круглее герой, тем обычно он лучше. А вот с цветом проблема. В японской культуре белый цвет - цвет траура, поэтому злодеев там часто одевают как раз в белые цвета, а не в черные.
Исходя из описанного, попытайтесь понять, кто из этих двух персонажей аниме "Блич" - плохой парень.
А вот для американского мировосприятия цветовое кодирование схоже с нашим – обычно чем ярче герой, тем он лучше (Бэтмен - рыцарь ночи, отдельный случай). даже не зная героев, легко понять, кто положительный персонаж.
Однако вот с формой все не так однозначно. В американской культуре угловатость форм часто является признаком мужественности (особенно во вселенной Марвел), а женственность выражается в яркой сексуальности, что не характерно для нашей мультипликации. Посмотрите, какие угловатые у герои представляют Лигу справедливости:
В последнее время эта тенденция усиливалась. Так, можно посмотреть изменение форм у персонажей мультфильма "Черепашки-ниндзя".
Мультсериал "Черепашки—ниндзя", 1987 год
Мультсериал "Черепашки-ниндзя. Новые приключения!", 2003
Мультсериал "Черепашки-ниндзя", 2012
И пусть вас не смутит первоначальная "скругленность голов". Их общие очертания очень угловаты, а Микеланджело (шест) и Донателло (нунчаки) даже получили лезвия на своё оружие.
Кроме того, как упоминалось ранее, американской культуре, и, в частности, мультипликации, свойственно выражение яркой сексуальности, в то же время в русской культуре женственность обычно выражалась иными средствами.
Если вам понравилась данная статья, подписывайтесь на мой канал. Впереди нас ждёт еще один захватывающий факт из мира мультипликации - и не только!
P.S.: Если вы считаете, что те или иные изображения должны быть удалены из публикации - напишите, приложив пояснение к вашей позиции.