Прошлым летом мы дружно восхищались Анастасией Ленёвой и ее путешествием вокруг Каспийского моря. Стас Гончарук почитал ее путевые заметки и бросился в дорогу вокруг моря. Только теперь - Черного, но тоже на мотоцикле. Для своего путешествия он даже создал отдельный инстаграм-аккаунт @yamaha_trip. Сегодня на ABW.BY - первая часть рассказа о мотопутешествии вокруг Черного моря:
- Маршрут был обозначен так: старт в сторону России, финиш где-то в районе Польши. Четкой логистики не планировалось, только основное направление. Запас по времени два месяца предполагал осматриваться на месте без гонки за километрами и временем.
Для поездки вокруг Черного моря был закуплен "лохматых" годов, но в отличном состоянии красавец тур-эндуро Yamaha XTZ750 Supertenere 1989 года выпуска. Он же "сутенер" в байкерской среде.
Хотя к мотоциклу прилагалось три кофра, в которые можно поместить всю мою жизнь, решил действовать по принципу "минимум лишнего/куплю в дороге": один кофр, рюкзак и три резинки с крюками из хозтоваров. Так я сохранил габариты для маневренности, хотя и потерял в комфорте "собраться/разобраться".
Начало пути. Россия. "Он из ВДВ и положит нас всех"
Стартовали мы 18 июня на трех мотоциклах компанией из четырех человек: два одиноких волка на одинаковых Yamaha и парочка на Honda Transalp. В 7 утра выехали из Минска и без каких-либо приключений "крейсером" 110-115 доехали до границы России.
Курс держали на Брянск - Орел - Елец. Российские просторы запомнились посредственными дорогами, неулыбчивым персоналом на заправках и недорогим бензином.
Сумерки подкрались незаметно. Место ночевки искали на ощупь, в темноте по Google Maps. В нескольких километрах от трассы в лесочке начали разбивать лагерь. И тут из мрака ночи появился абсолютно пьяный местный житель. С ходу подчеркнул, что он из ВДВ и положит нас всех, а переживает он за то, что мы приехали украсть его корову, сжечь лес и повалить забор.
Решили не провоцировать оставшихся в кустах сослуживцев, чертыхнулись, упаковались заново и уехали в поисках счастья на трассу. К полуночи нашли уютную полянку. Костер, лапша с сосисками и фляга крепкого под душевные разговоры - что может быть лучше.
Дальше трасса М4: строго на юг, дорога получше, виды подальше. Позволили себе несколько фото.
После Ростова ребята свернули в сторону Крыма, а я продолжил ехать в соответствии со своим планом. Испытания начались практически сразу: зарядил дождь, перегорел дальний свет и одна "противотуманка". Начинало смеркаться - пришлось заночевать в мотеле для дальнобойщиков.
С утра погода порадовала, появились первые горы и кавказская еда. Транзитом проскочил через красавец Пятигорск с остановкой у горы Машук. Там же прокатился на фуникулере - 360 российских рублей в обе стороны. Цена явно завышена, тем более что доехать наверх можно своим ходом. Хотя виды очень даже ничего
Кабардино-Балкария встретила гаишниками с мигалками. Догнали, показали фото меня красивого, пересекающего сплошную на обгоне, поиграли в плохого и доброго полицейских. Хотели 5000 российских, но сошлись на 50 долларах.
Дальше - больше: лопнул трос сцепления аккурат в ручке - пришлось изобретать какие-то конструкции в гараже местных механиков "жигулей". Кстати, сами местные оказались вполне нормальными парнями, помогли инструментом и живым интересом.
Вроде починился, ускорился до крейсерских 140. Только забрезжила надежда успеть пересечь границу Грузии до темноты, как налетел просто тропический ливень со штормовым ветром.
Грузия. "Любое количество вина не вызывает головной боли утром"
Темно стало за 5 километров до границы, повезло, что проскочил ее за 20 минут. И вот она, Грузия!
Страна встречает разбитой грунтовой дорогой, тоннелем, забитым дымящими фурами, и ужасной погодой. Дополз до городка Степанцминда, замерзший и мокрый насквозь. Теплая постель и стакан коньяка - все, что я хотел на тот момент.
Утром ситуация с погодой слегка улучшилась. Решил заскочить к Троицкой церкви в Гергети. Хозяин отеля, заодно таксист, огорчился, узнав, что я собираюсь подниматься самостоятельно, а не на его джипе. Напугал сразу несколькими случаями падений и прочими ужасами, но у меня же эндуро-байк! Залетел за 10 минут. Абсолютно ничего сложного!
Говорят, в солнечную погоду виден Казбек. А вот монумент мира, замок Ананури и настоящий харчо!
На подъезде к грузинской столице заметно распогодилось. В Тбилиси меня ждал товарищ - такой же любитель эндуро и мотопутешествий.
Встретившись, я доверился грузинскому гостеприимству - и не прогадал! С легкой руки Микая была организована комната в историческом центре, а также программа минимум и максимум. Днем город и его окрестности, а вечером вино, хинкали, хачапури! Здесь же отметил свои 32 года.
Тбилиси - прекрасный город! Современные арт-объекты и историческое прошлое прекрасно дополняют друг друга. Шикарный пример того, как надо привлекать туристов. Бродить по уютным улочкам и валяться в парках можно очень долго. Еда всегда вкусная, а любое количество вина не вызывает головной боли утром!
На 4-й или 5-й день рванул по маршруту Телави - Кварели - Лагодехи.
Быстро ехать не получается: постоянно останавливаешься пофотографировать, посмотреть, поесть/попить.
Алазанская долина - раздолье для мототуриста. Равнины сменяют горы, а старинные замки соседствуют с винодельнями. Местное население всегда приветствует вас, а отсутствие заборов и полиции приятно расслабляет. Любители бездорожья тоже будут в восторге
Привал устроил у подножья гор. Отель "миллион звезд"
Офис.
А вот такой грозный друг пришел меня охранять с утра. Грозный снаружи и добрый внутри.
Следующая достопримечательность - Гургерианский водопад. Не вздумайте заезжать за шлагбаум! Там действительно нет дороги. Впрочем, если вы Грэм Джарвис, то можете попробовать. 5 километров камней, горной реки, глухой чащи - и вы у обалденного водопада! Оно стоит тех часов в пути! Воду можно не тащить - я пил прямо из реки без каких-либо последствий. Транспорт можно оставить у начала тропинки - там не принято воровать.
В какой-то момент я планировал заехать в Азербайджан и оттуда в Армению, но все местные и даже заезжие азербайджанцы пророчили большое количество проблем на границе. Скорее всего, просто не пустили бы. Такая же ситуация и в обратном направлении. Так что выбираем: или Азербайджан, или Армения. Я долго не думал - выбрал второй вариант.
Утром следующего дня рванул в Давидо-Гареджийский монастырский комплекс. Если вы решили его посетить и направляетесь к нему с востока, то едете через деревушку Удабно - Google обязательно поведет вас другой дорогой, хотя обе одинаково убитые. Вернее, их вообще нет - коварная гравийка с сыпучкой, камнями и пылящими автобусами, ползущими 10 км/ч.
Вход в монастырь бесплатный. Часть комплекса закрыта для туристов, но кое-где можно пролезть и поглазеть на быт. Сам комплекс располагается на горном хребте и границе с Азербайджаном. Граница отмечена металлической балкой, которую можно переступить абсолютно безнаказанно! Подъем на хребет лучше начинать, уходя от монастыря вправо. Опасайтесь змей! Наверху вас ждут сумасшедшие панорамы, туристы и множество тропинок. Есть где побродить и сделать красивые фото. Не забудьте воду!
Армения. Балаган, разруха и пещеры
Въезд в Армению - это множество любопытных пограничников, бестолковая организация и очереди. Плюс необходимо заполнить какую то бумажку и оплатить пошлину за транспорт. Все в лучших традициях бюрократии: оплата в нацвалюте, обменник с "лучшим" курсом и одно окошко на всех. Автомобилистам надо приготовить около 50 евро, мотоциклистам - бесплатно!
Саму бумажку сохраняем как паспорт. Сразу после шлагбаума вас начнет ловить местная "лимита" - представители многочисленных страховых компаний. "Зеленая карта" на территории Армении не работает - необходимо сделать национальную "автогражданку". Гаишники у иностранцев первым делом спрашивают именно ее, а не "права". Потратив на весь этот балаган пару часов, я доехал до городка Ноемберян и остановился в местном отельчике.
Утром устроил себе экскурсию в местный обменник и точку с абрикосами. Сразу заметно, что ты в другой - совсем небогатой - стране. Здания обветшалые, дороги требуют ремонта, транспорт - одни "жигули" да "нивы".
Ну а мне нужно к озеру Севан. Полный бак местного бензина - карточки не принимают - и в путь!
Дороги в большинстве своем разбитые, обочин нет, постоянная "гармошка". Впрочем, практически нет и машин, что делает езду безопаснее. Умереть от жажды не дадут такие родники с вкуснейшей и холодной водой.
Озеро Севан - один из важнейших туристических объектов Армении. Вокруг старые церкви и заброшенные советские базы отдыха, а между всем этим - рестораны с упором на рыбное меню. Монастырь Севанаванк - главная точка на озере. За парковку берут деньги (но не с мотоциклистов), постоянно пытаются "втюхать" бесполезные сувениры, предлагают поесть в кафе с кривыми пластиковыми столиками. Проходим мимо, поднимаемся на гору к монастырю и наслаждаемся пейзажами!
После я заехал в ресторан Semi Mot в паре километров от монастыря. На шашлык из форели сюда приезжают аж из Еревана! При всем пафосе этого места ценник более чем демократичный - 3 доллара за большую рыбину на углях с картофельными дольками.
Озеро я объезжал по трассе М-14. Там практически нет машин, доступное и красивое побережье, прекрасный закат.
В Армении множество церквей и монастырей, но меня интересовал только комплекс Татев, а точнее - канатная дорога "Крылья Татева", самая длинная канатная дорога в мире. И опять быстро ехать не получится по причинам удивительной красоты вокруг! Гладкие холмы вырастают в горы, а местные серпантины поднимут адреналин на новый уровень!
Караван-сарай - мотель древности!
Полетать на "Крыльях Татева" обойдется примерно в 10 долларов, карты принимают, есть кафе. Вообще сервис на высшем уровне - видно, что деньги вложены немалые.
После монастыря я развернулся обратно, но в сторону Еревана. Обнаружилась проблема - пропал заряд на прикуривателе, телефон был разряжен, мне светило остаться без навигатора и интернета. Долетел до местечка Сисиан, там час возился с проблемой. Все оказалось элементарно - сгорел предохранитель. Обмотав его фольгой, я решил попробовать ехать, пока не совсем стемнело. По дороге успел осмотреть древнюю обсерваторию.
Заночевал вот в таком веселом придорожном мотеле за 4 у.е.
До Еревана оставалась пара часов езды. В поисках чего-нибудь интересного в округе я открыл приложение MAPS.ME - и оно толкнуло меня на авантюру. Я обнаружил на карте совсем недалеко входы в пещеры, не указанные на картах Google. Пещеры Мозров и Медвежья никак не обозначены вдоль трасс, не являются туристическими объектами, в принципе входы закрыты металлическими решетками. Все это сделано по причине того, что пещеры толком не исследованы, в них периодически пропадают и травмируются люди. Возможно, это была не самая умная мысль, но я поехал именно туда.
Обвешавшись фонариками, пролез в кем-то уже разбитый вход. Внутри нет и намека на тропинку: только камни и норы. Поначалу, где еще не совсем мгла, видны следы пребывания людей, причем не самых культурных: мусор, сломанные сталактиты и надписи на стенах. Я же полез дальше в темноту.
В пещере множество сталактитов и сталагмитов. Что-то блестит, где-то капает вода, свет фонариков не всегда добивает до потолка, кое-где нужно ползти на животе. Пытался и фотографировать. Пейзаж местами напоминает логово "чужих". Любопытство побеждало страх, и я забирался все дальше вглубь.
Но в какой-то момент случайный звук, вернул меня к абсолютно дикой реальности. Адреналиновый взрыв - и мне как никогда захотелось наверх. Карабкаясь обратно, я понял, почему вход был закрыт решеткой: я явно шел не в нужном направлении. Паника накатывала как цунами, хотелось куда-то бежать и даже начинать кому-то кричать!
Заставил себя сесть, подышать и успокоиться. Помогли как раз кое-как сделанные фотографии: сопоставив ракурс на некоторые сталактиты, я понял, что перепутал со страху верх и низ. Направление к выходу было в небольшой норе снизу, а инстинкт заставлял меня ползти куда- то наверх. Когда я наконец-то выбрался, то клялся, что теперь не зайду даже в погреб деревенского дома.
Однако я не один любитель подземелий - на входе стояли три армянина с одним фонариком и профессиональной камерой. Ребята так же случайно обнаружили на карте упоминания. Познакомились и вчетвером пошли искать вход уже в Медвежью пещеру. Он тоже оказался закрыт от случайных гостей. Но мы сделали подкоп и все же немного побродили по второму подземелью.
После подземных приключений до Еревана ехалось особенно легко. В кадре - знаменитый Арарат.
При въезде в Ереван меня не покидало чувство, что я нахожусь в какой-то разваливающейся промзоне. Дороги разбиты, светофоры "слепые", вокруг разруха и кривые заборы. Хотелось сразу уехать не останавливаясь. Однако нашел недорогой отель и пошел гулять ногами в центр. Вот тут и стало понятно, где все деньги Армении.
Центр - это несколько кварталов. Современные здания из стекла и стали гармонируют с отреставрированными постройками советской эпохи. Прекрасные парки, в ресторанах играет живая музыка, множество лавочек, фонтанов и вообще какой-то "движухи". Атмосфера напоминает максимально дружелюбный украинский Львов.
Минск, к сожалению, после Тбилиси и Еревана похож на по-советски правильный стерильный райцентр после "Дожинок". С подобным подходом к строительству и сервису нам долго не увидеть потока туристов и уникальной атмосферы в городе.
Итог первых двух недель путешествия: Грузия и Армения - прекрасные страны с очень гостеприимным населением. Вы никогда не останетесь голодными, вас не оставят без помощи, уровень цен приблизительно одинаков в обеих. Концентрация исторических и природных достопримечательностей зашкаливает. Палатку можно ставить практически везде, полиция на дороге и вне ее лишних проблем не создает. Мотоциклисты в почете, иностранцы тем более. Ни разу не сталкивался с воровством и бандитизмом. Сюда я обязательно вернусь.
Продолжение следует
Стас ГОНЧАРУК
Фото автора
Специально для ABW.BY