Информационное агентство «Удмуртия» и Комитет по делам архивов при правительстве Удмуртской Республики продолжают в рамках совместного спецпроекта «Столетние новости» рассказывать о жизни на территории республики через публикации газет 1917 года.
Подробнее о проекте можно прочитать здесь.
Заметка в газете «Кама» № 86 от 21 апреля 1917 года:
Газета «Кама» в №86 от 21 апреля 1917 года рассказывает о «пьяных» приключениях «некоего Тимофеева». Выдавая себя за «подпольного адвоката», гражданин Тимофеев взял с собой патруль и арестовал на улице пятерых солдат. В милиции обман быстро вскрылся, солдат отпустили, а на «подпольного адвоката» составили протокол.
Неизвестное нам сегодня понятие «подпольный адвокат» родилось за полвека до описываемых событий. Связано это было с судебной реформой императора Александра II, в результате которой адвокатам стало выгоднее работать в крупных городах, а в провинции на них появился острый дефицит.
Спрос, как известно, рождает предложение. Функции адвокатов в провинции все чаще стали примерять на себя те, кто по закону не имел на это право. Появились люди, которые готовы были за определенную, и немаленькую плату, составлять для крестьян документы для разного рода юридических формальностей и для судов. Как известно, «подпольным адвокатов» был, находясь в сибирской ссылке, и Владимир Ленин. Он сам вспоминал: «Был адвокатом подпольным, потому что я был административно-ссыльным, и это запрещалось, но так как других не было, то ко мне народ шёл и рассказывал о некоторых делах».
Ясное дело, что квалификация и мотивы большинства «подпольных адвокатов» оставляли желать лучшего. Поэтому если составленные документы оказывались просто безграмотными и непригодными, то клиенты таких «адвокатов» могли считать, что они еще легко отделались: в печати дореволюционной России описывалось немало случаев, когда крестьяне, по незнанию скрепляя подписями составленные бумаги, передавали этим мошенникам свое имущество.
Это стало неплохим криминальным бизнесом. Появлялись даже шайки «подпольных адвокатов», один члены которых заманивали клиентов в сети, а вторые вытягивали из них деньги или отбирали имущество. Понятно, что долгое время в одной и той же деревне или волости «подпольные адвокаты» после оказания своих «услуг» оставаться не могли. Поэтому газеты писали даже о странствующих адвокатах, которые ходили по деревням и предлагали свои услуги. Нередки были также заметки о том, что эти люди, прихватив средства клиентов, просто сбегали за границу.
После Февральской революции новое правительство взяло курс на демократизацию адвокатуры. В частности, этой деятельностью теперь официально могли заниматься и женщины. Не исключено, что и «подпольные адвокаты» старались повернуть ситуацию так, что они бескорыстно помогали людям, вопреки запретам старой власти. Возможно, одним из таких и был гражданин Тимофеев, или пытался выдать себя за такового в пьяном угаре.