На норвежских горнолыжных курортах новая мода. На этот раз это не суперкуртки или снаряжение от какой-нибудь разрекламированной фирмы – теперь главным объектом желания съезжающейся покататься публики стал дизайнерский лыжный домик. Такой, например, как построили для себя архитекторы Кристофер Адамс и Генриетта Сальвесен: на престижном курорте Хельвесен их суперсовременное шале произвело эффект разорвавшейся бомбы.
И неудивительно: в окружении традиционных бревенчатых избушек длинный параллелепипед, похожий на деревянный пенал в чехле из бетона, выглядит как летающая тарелка среди типовых многоэтажек. И если продвинутые лыжники при виде его приходят в восторг, местные жители их энтузиазма не разделяют. Кто-то укоризненно качает головой, кто-то чешет в затылке, и только один из местных фермеров выразил неуверенное одобрение. «По крайней мере, эта штука выглядит крепкой, – сказал он. – Может, и лавину выдержит…»
Новые здания здесь, среди захватывающих дух красот природы, появляются очень редко, но Кристоферу и Генриетте повезло: пару лет назад курорт объявил о выделении двадцати восьми земельных участков для строительства лыжных домиков. «В нашей семье всегда любили горнолыжный спорт, – говорит Кристофер (по происхождению он англичанин, но уже четверть века живет в Норвегии). – И тут появилась возможность построить дом прямо на склоне! Конечно, мы не смогли устоять…» В Осло у них своя архитектурная мастерская под названием «div.A arkitekter», на счету которой – десятки проектов жилых домов, клубов, школ... В прошлом году одна из их работ получила международную премию Британского Королевского архитектурного института. Так что Генриетта и Кристофер с радостью приняли вызов, который бросили им горы (а заодно и местные власти, строго регулирующие размеры построек и выбор материалов). Главным для них было максимально использовать эффектный ландшафт – для этого комнаты были расположены так, чтобы из каждой открывался вид на гору. «Дом очень узкий, всего пять метров в ширину, зато в длину тридцать метров, – рассказывает Кристофер. – Внутри расположены в ряд четыре спальни и большая гостиная. Все комнаты выходят на юг».
Для фундамента использовали бетон; из того же материала были выполнены две торцевые стены и крыша – получилось, что дом словно обернут широкой бетонной лентой. Фасад целиком состоит из больших, от пола до потолка, окон в алюминиевых рамах с дубовыми жалюзи, которые защищают комнаты от яркого солнца и посторонних взглядов; глухая задняя стена сложена из дубового бруса. В отдельно стоящем гараже достаточно места для лыж и сноубордов.
Внутри, в самом центре дома – большая открытая гостиная, где собирается вся семья (у пары трое взрослых детей). Отделку и мебель решено было сделать как можно более простыми. «Мы ведь не живем здесь круглый год, это просто место для отдыха, – объясняет Кристофер. – Поэтому должно быть практично и функционально. Например, большая часть мебели встроенная; есть много места для хранения, что помогает поддерживать чистоту в доме. Приезжая в горы, мы стараемся проводить как можно больше времени на склоне, а потом, конечно, хочется отдохнуть в тепле и комфорте». Рядом с гостиной, вверх по ступенькам, расположена обеденная зона, в которой стоят стол и скамьи из дуба, спроектированные самими архитекторами в традиционном стиле норвежских ферм. С другой стороны, у задней стены, – отлично оборудованная кухня. «На самом деле мы разделили кухню на две части, – уточняет Кристофер. – Плита и рабочие поверхности вынесены в гостиную, а всякая бытовая техника, вроде стиральной и посудомоечной машин, убрана в соседнюю маленькую комнату, чтобы своим шумом не мешала нам отдыхать».
Два выполненных на заказ темно-синих дивана стоят перед массивным камином. «В традиционном доме он был бы сложен из камня и сланца, а мы выбрали необработанный бетон», – говорит Кристофер. Хотя камин дает много тепла, а бетон держит его еще долго после того, как огонь погаснет, в доме, разумеется, есть и другая система отопления – электрическая, заложенная в бетон под деревянными полами. И вдобавок еще одна дровяная печь, вмурованная в стену.
Поскольку дом стоит на склоне, комнаты находятся на разных уровнях. Ступени, ведущие в нижнюю часть дома, могут служить и дополнительными местами для сидения: когда собирается много гостей, на лесенке раскладывают специально хранящиеся в углу комнаты подушки. Дорога из верхней половины дома в нижнюю обозначена двумя парами стальных колонн.
Для отделки Кристофер и Генриетта использовали всего несколько материалов, но их выбор производит сильное впечатление. Все горизонтальные поверхности, включая потолки и столы, сделаны из дуба, все вертикальные, за исключением встроенных шкафов, – из черной протравленной ели. Бетонные поверхности ничем не замаскированы ни внутри, ни снаружи. «Мы специально подбирали материалы так, чтобы получился драматический контраст, – объясняет Кристофер. – Когда древесный брус соседствует с бетоном, это подчеркивает индивидуальность и того, и другого».
Спальни в доме маленькие, напоминающие отделанные деревом каюты. Материалы и здесь использованы те же самые: дуб для пола и для потолка, черная ель для стен. Все очень уютно. А ванные просторные, с лаконичными прямоугольными ваннами и раковинами. Пол здесь очень интересный: из дубовых плиток, вмурованных в бетон так же, как обычно кладут керамическую плитку.
Этот уютный, дружелюбный дом идеален для зимних каникул и уикендов. Но Кристоферу и Генриетте он так нравится, что они решили приезжать сюда и летом – тем более что недавно открыли для себя горный велосипед!