Информационное агентство «Удмуртия» и Комитет по делам архивов при правительстве Удмуртской Республики продолжают в рамках совместного спецпроекта «Столетние новости» рассказывать о жизни на территории республики через публикации газет 1917 года.
Подробнее о проекте можно прочитать здесь.
С отсканированными копиями газет, из которых взяты заметки и объявления для нашего спецпроекта, вы можете ознакомиться на сайте Комитета по делам архивов республики.
Тема антиалкогольной кампании не впервые появляется на страницах «Столетних новостей» - настолько важной она была в то время.
Как мы уже писали, с началом войны в России был объявлен «сухой закон». Право продажи алкоголя оставалось только у заведений трактирного промысла 1-го разряда и буфетов при собраниях и клубах. В 1917 году планировалось запретить торговлю и в них.
Но любителей выпить, как известно, запреты никогда не останавливали. Мы уже писали, что это зачастую приводило к трагическим последствиям, например, отравлениям. Особую популярность приобрела «бражка». Санкции за ее продажу были суровыми, но торговцев они не останавливали.
В то же время, полиция многих губерний отмечала, что благодаря сухому закону сократилось количество преступлений.
Напомним, что частью антиалкогольной борьбы были школьные кружки трезвости. А в 1914 году даже был издан «Сборник задач противоалкогольного содержания», составленный учителем М.М. Беляевым и врачом С.М. Беляевым. В аннотации к изданию указано, что оно рассчитано на учеников 3-7 классов, однако авторы советуют использовать его как дополнительное пособие – «не более двух задач в неделю».
Примеры задач:
Интересно, что большевики, придя к власти, не стали отменять «сухой закон». Наоборот, наказания за его нарушения стали еще жестче - вплоть до расстрелов. Только в 1921 году было разрешено производить вино крепостью до 14 градусов, в 1923-м - все остальные напитки до 30 градусов, и только в 1925-м - 40-градусную водку.
Кроме «сухого закона», с началом войны в России были установлены предельные цены на продукты первой необходимости. Торговцы, которые продавали эти продукты выше установленных цен, тоже подвергались наказаниям. Так, например, в той же «Прикамской жизни» от 8 февраля сообщалось, что продовольственное совещание в Сарапуле, обсудив составленный полицией протокол на крестьян села Дебесы Ложкина и Гаврилова, обвинявшихся в спекуляции солью, высказалось за то, чтобы оштрафовать их на 100 рублей или арестовать на месяц.